Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТУРБУЛЕ́НТНОСТЬ

  • рубрика

    Рубрика: Физика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 525-526

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Г. Тирский

ТУРБУЛЕ́НТНОСТЬ, слож­ное, не­упо­ря­до­чен­ное во вре­ме­ни и про­стран­ст­ве по­ве­де­ние дис­си­па­тив­ной сре­ды и по­лей, дета­ли ко­то­ро­го нель­зя воcпроизвести. Впер­вые по­ня­тие Т. воз­ник­ло в 19 в. при изу­че­нии не­ста­цио­нар­ных не­ре­гу­ляр­ных те­че­ний жид­ко­стей и га­зов, ко­гда воз­ни­ка­ют мно­го­числ. вих­ре­вые об­ра­зо­ва­ния разл. раз­ме­ров (см. Тур­бу­лент­ное те­че­ние). Впо­след­ст­вии бы­ло ус­та­нов­ле­но, что пе­ре­ход от ре­гу­ляр­но­го ла­ми­нар­но­го дви­же­ния к хао­ти­че­ско­му ха­рак­те­рен и для др. сред и по­лей (аку­стич. по­лей в твёр­дых те­лах и га­зах, элек­тро­маг­нит­ных по­лей в плаз­ме и т. п.).

Не­ре­гу­ляр­ность дви­же­ния мак­ро­час­тиц жид­ко­сти и га­за в тур­бу­лент­ных по­то­ках при­во­дит к ин­тен­сив­но­му пе­ре­ме­ши­ва­нию (тур­бу­лент­ной диф­фу­зии). В слу­чае мо­ле­ку­ляр­ной диф­фу­зии сре­да рас­смат­ри­ва­ет­ся как со­стоя­щая из дис­крет­ных час­тиц (мо­ле­кул, ато­мов). При тур­бу­лент­ной диф­фу­зии сре­да обыч­но рас­смат­ри­ва­ет­ся как сплош­ная.

Т. воз­ни­ка­ет вслед­ст­вие гид­ро­ди­на­ми­че­ской не­ус­той­чи­во­сти ла­ми­нар­но­го те­че­ния, ко­то­рое пре­вра­ща­ет­ся в тур­бу­лент­ное, ко­гда Рей­нольд­са чис­ло Re=lv/η пре­вы­сит не­ко­то­рое кри­тич. зна­че­ние Reкр (здесь l и v – ха­рак­тер­ные дли­на и ско­рость для рас­смат­ри­вае­мо­го те­че­ния, η  – ки­не­ма­тич. ко­эф. вяз­ко­сти).

Воз­ник­но­ве­ние Т. при об­те­ка­нии твёр­дых тел мо­жет про­яв­лять­ся не толь­ко в ви­де тур­бу­ли­за­ции по­гра­нич­но­го слоя, но и в ви­де об­ра­зо­ва­ния тур­бу­лент­но­го сле­да за те­лом в ре­зуль­та­те от­ры­ва по­гра­нич­но­го слоя от его по­верх­но­сти. Т. мо­жет воз­ник­нуть и вда­ли от твёр­дых сте­нок при по­те­ре ус­той­чи­во­сти по­верх­но­сти раз­ры­ва ско­ро­сти и рас­пре­де­ле­ния плот­но­стей сло­ёв жид­ко­сти в по­ле тя­же­сти, т. е. при воз­ник­но­ве­нии сво­бод­ной кон­век­ции.

При ста­ти­стич. опи­са­нии Т. гид­ро­ди­на­мич. по­ля трак­ту­ют­ся как слу­чай­ные функ­ции от ко­ор­ди­нат и вре­ме­ни и изу­ча­ют­ся рас­пре­де­ле­ния ве­ро­ят­но­стей зна­че­ний этих функ­ций для ко­неч­ных на­бо­ров про­стран­ст­вен­но-вре­менны́х то­чек. Наи­боль­ший прак­тич. ин­те­рес пред­став­ля­ют ср. зна­че­ния и вто­рые мо­мен­ты гид­ро­ди­на­мич. по­лей, в т. ч. дис­пер­сия ком­по­нент ско­ро­сти и ком­по­нен­ты тур­бу­лент­но­го по­то­ка им­пуль­са и те­п­ло­ты. Ста­ти­стич. мо­мен­ты гид­ро­ди­на­мич. по­лей тур­бу­лент­но­го по­то­ка удов­ле­тво­ря­ют урав­не­ни­ям Рей­нольд­са, ко­то­рые по­лу­ча­ют­ся из ис­ход­ных На­вье – Сто­кса урав­не­ний. Од­на­ко урав­не­ния Рей­нольд­са не замк­ну­ты, и их за­мы­ка­ние ос­но­вы­ва­ет­ся на разл. по­лу­эм­пи­рич. мо­де­лях за­да­ния ком­по­нент тен­зо­ра тур­бу­лент­ных на­пря­же­ний. Урав­не­ния Рей­нольд­са для про­стей­ше­го ти­па Т. – изо­троп­ной Т. – под­роб­но изу­ча­лись Дж. Тей­ло­ром (1935), Т. фон Кар­ма­ном (1937), А. Н. Кол­мо­го­ро­вым (1941), В. Гей­зен­бер­гом (1948) и др. Од­на­ко да­же в этом слу­чае не пред­став­ля­ет­ся воз­мож­ным ре­шить за­да­чу пол­но­стью, по­сколь­ку чис­ло урав­не­ний мень­ше чис­ла не­из­вест­ных. Ста­ти­стич. тео­рия не­од­но­род­ной Т. ещё бо­лее ог­ра­ни­че­на; на прак­ти­ке при­ме­ня­ет­ся по­лу­эм­пи­рич. тео­рия тур­бу­лент­но­сти.

Осн. роль при пе­ре­да­че им­пуль­са и те­п­ло­ты че­рез тур­бу­лент­ную сре­ду иг­ра­ют круп­но­мас­штаб­ные ком­по­нен­ты Т., срав­ни­мые с мас­шта­ба­ми те­че­ния в це­лом, по­это­му их опи­са­ние – ос­но­ва рас­чё­тов со­про­тив­ле­ния и те­п­ло­пе­ре­да­чи при об­те­ка­нии тел жид­ко­стью или га­зом. Для это­го стро­ят­ся по­лу­эм­пи­рич. мо­де­ли Т., в ко­то­рых ис­поль­зу­ет­ся ана­ло­гия ме­ж­ду тур­бу­лент­ным и мо­ле­ку­ляр­ным пе­ре­но­сом, вво­дят­ся по­ня­тия пу­ти пе­ре­ме­ши­ва­ния, ко­эф­фи­ци­ен­ты тур­бу­лент­ной вяз­ко­сти и те­п­ло­про­вод­но­сти и при­ни­ма­ют­ся ги­по­те­зы о на­ли­чии ли­ней­ных свя­зей ме­ж­ду на­пря­же­ния­ми Рей­нольд­са τ и ср. ско­ро­стя­ми де­фор­ма­ции, тур­бу­лент­ным по­то­ком те­п­ло­ты и ср. гра­ди­ен­том темп-ры. Та­ко­ва, напр., при­ме­няе­мая для плос­ко­па­рал­лель­но­го (вдоль оси Оу) ос­ред­нён­но­го дви­же­ния фор­му­ла Бус­си­не­ска: τ=Adu/dy, где u – ср. ско­рость дви­же­ния, А – ко­эф. тур­бу­лент­ной вяз­ко­сти, ко­то­рый, в от­ли­чие от ко­эф. мо­ле­ку­ляр­ной вяз­ко­сти, уже не яв­ля­ет­ся фи­зич. по­сто­ян­ной жид­ко­сти, а за­ви­сит от ха­рак­те­ра ос­ред­нён­но­го дви­же­ния.

Боль­шую роль в по­лу­эм­пи­рич. тео­ри­ях Т. иг­ра­ют ги­по­те­зы по­до­бия (см. По­до­бия тео­рия). В ча­ст­но­сти, они слу­жат ос­но­вой по­лу­эм­пи­рич. тео­рии Кар­ма­на, со­глас­но ко­то­рой путь пе­ре­ме­ши­ва­ния в плос­ко­па­рал­лель­ном по­то­ке име­ет вид l=-ϰv´/vʺ, где v=v(у) – ско­рость те­че­ния, ϰ – по­сто­ян­ная (штри­хи оз­на­ча­ют про­из­вод­ную по y). А. Н. Кол­мо­го­ров пред­ло­жил ис­поль­зо­вать в по­лу­эм­пи­рич. тео­рии ги­по­те­зу по­до­бия, по ко­то­рой ха­рак­те­ри­сти­ки Т. вы­ра­жа­ют­ся че­рез её ин­тен­сив­ность b и мас­штаб l (напр., ско­рость дис­си­па­ции энер­гии ε̄∼b3/l). Од­ним из важ­ней­ших дос­ти­же­ний по­лу­эм­пи­рич. тео­рии Т. яв­ля­ет­ся ус­та­нов­ле­ние уни­вер­саль­но­го (при боль­ших Re) ло­га­риф­мич. за­ко­на для про­фи­ля ско­ро­сти в тру­бах, ка­на­лах и по­гра­нич­ном слое.

Мел­ко­мас­штаб­ные ком­по­нен­ты Т., раз­ме­ры ко­то­рых ма­лы по срав­не­нию с раз­ме­ра­ми те­че­ния в це­лом, вно­сят су­ще­ст­вен­ный вклад в ус­ко­ре­ние жид­ких час­тиц и в оп­ре­де­ляе­мую ими спо­соб­ность тур­бу­лент­но­го по­то­ка не­сти взве­шен­ные час­ти­цы, в от­но­сит. рас­сея­ние час­тиц, в дроб­ле­ние ка­пель в по­то­ке, в пе­ре­ме­ши­ва­ние тур­бу­лент­ных жид­костей, в ге­не­ра­цию маг­нит­но­го по­ля в элек­тро­про­во­дя­щей жид­ко­сти, в спектр не­од­но­род­но­стей элек­трон­ной плот­но­сти в ио­но­сфе­ре, во флук­туа­ции па­ра­мет­ров элек­тро­маг­нит­ных волн, во флат­тер ле­та­тель­ных ап­па­ра­тов и т. д. Опи­са­ние мел­ко­мас­штаб­ных ком­по­нент Т. ос­но­вы­ва­ет­ся на ги­по­те­зах Кол­мо­го­ро­ва о кас­кад­ном про­цес­се пе­ре­да­чи энер­гии от круп­но­мас­штаб­ных ком­по­нент Т. к мел­ко­мас­штаб­ным. Вслед­ст­вие хао­тич­но­сти и мно­го­кас­кад­но­сти это­го про­цес­са при очень боль­ших Re ре­жим мел­ко­мас­штаб­ных ком­по­нент ока­зы­ва­ет­ся про­стран­ст­вен­но од­но­род­ным, изо­троп­ным и ква­зи­ста­цио­нар­ным и оп­ре­де­ля­ет­ся на­ли­чи­ем ср. при­то­ка энер­гии ̄ε от круп­но­мас­штаб­ных ком­по­нент и рав­ной ему ср. дис­си­па­ции энер­гии в об­лас­ти ми­ним. мас­шта­бов. По пер­вой ги­по­те­зе Кол­мо­го­ро­ва, ста­ти­стич. ха­рак­те­ри­сти­ки мел­ко­мас­штаб­ных ком­по­нент оп­ре­де­ля­ют­ся толь­ко дву­мя па­ра­мет­ра­ми: ε̄ и ν; в ча­ст­но­сти, ми­ним. мас­штаб тур­бу­лент­ных не­од­но­род­но­стей λ=(ν3/ε̄) 1/4 (в ат­мо­сфе­ре λ∼10–1 см). По вто­рой ги­по­те­зе, при очень боль­ших Re в мел­ко­мас­штаб­ной об­лас­ти су­ще­ст­ву­ет т. н. инер­ци­он­ный ин­тер­вал мас­шта­бов, боль­ших по срав­не­нию с λ, в ко­тором па­ра­метр ν ока­зы­ва­ет­ся не­су­ще­ст­вен­ным, так что в этом ин­тер­ва­ле ха­рак­те­ри­сти­ки Т. оп­ре­де­ля­ют­ся толь­ко од­ним па­ра­мет­ром ε̄.

Тео­рия по­до­бия мел­ко­мас­штаб­ных ком­по­нент Т. бы­ла ис­поль­зо­ва­на для опи­са­ния ло­каль­ной струк­ту­ры по­лей темп-ры, дав­ле­ния, ус­ко­ре­ния, пас­сив­ных при­ме­сей. Вы­во­ды тео­рии под­твержде­ны из­ме­ре­ния­ми ха­рак­те­ри­стик разл. тур­бу­лент­ных те­че­ний. В 1962 А. Н. Кол­мо­го­ров и А. М. Обу­хов пред­ло­жи­ли уточ­не­ние тео­рии пу­тём учё­та флук­туа­ций по­ля дис­си­па­ции энер­гии, ста­ти­стич. свой­ст­ва ко­то­рых не уни­вер­саль­ны: они мо­гут быть раз­ны­ми в разл. ти­пах те­че­ний и, в ча­ст­но­сти, мо­гут за­ви­сеть от чис­ла Рей­нольд­са.

Лит.: Шлих­тинг Г. Воз­ник­но­ве­ние тур­бу­лент­но­сти. М., 1962; Хин­це И. О. Тур­бу­лент­ность: ее ме­ха­низм и тео­рия. М., 1963; Мо­нин А. С., Яг­лом А. М. Ста­ти­сти­че­ская гид­ро­ме­ха­ни­ка. М., 1965–1967. Ч. 1–2; Лой­цян­ский Л. Г. Ме­ха­ни­ка жид­ко­сти и га­за. 7-е изд. М., 2003; Про­бле­мы тур­бу­лент­но­сти: Сбор­ник пе­ре­вод­ных ра­бот. М.; Ижевск, 2006.

Вернуться к началу