ДИНАМИ́ЧЕСКИЙ ХА́ОС
-
Рубрика: Физика
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДИНАМИ́ЧЕСКИЙ ХА́ОС, нерегулярное, непредсказуемое изменение состояния полностью детерминированной системы, обладающее осн. свойствами случайного процесса. Рождение случайного в неслучайном выглядит парадоксальным, поскольку противоречит интуитивным представлениям о том, что система, живущая по простым правилам, ведёт себя просто (т. е. регулярно), а поведение сложной системы должно быть сложным и непредсказуемым.
Историческая справка и примеры систем с динамическим хаосом
Используя законы Ньютона, можно рассчитать траектории планет Солнечной системы не только на столетия, но и на миллионы лет вперёд. Это полная предсказуемость поведения динамич. системы. Но даже в такой предсказуемой системе существует объект с нерегулярным поведением – это спутник Сатурна Гиперон. Его движение также удовлетворяет законам динамики, однако его траектория в пространстве хаотически вьётся в окрестности средней орбиты. Это не единственный пример для динамики планет. Хаотическим могло бы быть и движение Земли в гравитационном поле двух солнц.
На первый взгляд, нет более предсказуемого поведения, чем движение одинокого шара на бильярдном столе. Однако если стенки бильярда вогнутые (бильярд Синая), то движение шара непредсказуемо. Причина этой непредсказуемости заключается в экспоненциальной неустойчивости индивидуальных траекторий, которая приводит к чувствительной зависимости от начальных условий (рис. 1). Такая чувствительная зависимость – осн. черта всех систем с динамич. хаосом.
На рис. 2 представлено «чёртово колесо», где в качестве пассажиров расположены чаши, заполняемые сверху водой. Пусть колесо вращается против часовой стрелки. Если поток воды достаточно сильный, колесо начинает вращаться быстрее и поднимающиеся наверх чаши проскакивают верхнюю точку, не успев заполниться. Когда левое плечо колеса станет настолько легче правого, что сил инерции не хватит, чтобы продолжить вращение, колесо на мгновение остановится и затем вновь начнёт вращаться, но уже в противоположную сторону. Такой процесс может быть как периодическим, так и хаотическим. Математически такое вращение колеса описывается так же, как и конвективное движение в слое жидкости, подогреваемом снизу (модель Лоренца). Поведение такой системы можно предсказать только на короткое время.
Пример нерегулярного поведения частиц в регулярном периодич. поле скоростей – хаотич. перемешивание (капля молока в чашке кофе, закрученная ложечкой, рис. 3). Подобное перемешивание представляет собой цепочку чередующихся растяжений и складываний капли.
До 19 в. Вселенная рассматривалась как предсказуемая система. П. Лаплас предполагал, что eё состояния могут быть вычислены, если все силы, действующие в природе, заданы и начальные условия для всех небесных тел известны (лапласовский детерминизм). Однако в кон. 19 в. А. Пуанкаре открыл, что движение небесных тел не является полностью предсказуемым – гравитационное взаимодействие более чем двух небесных тел описывается неинтегрируемыми уравнениями с неустойчивыми и, возможно, хаотич. траекториями. В лаборатории сложное поведение сравнительно простых колебательных систем наблюдалось ещё в 1920-х гг. Эксперименты с электронными генераторами и моделью магнитного динамо (1958) показали сложное поведение простых детерминированных (неслучайных) систем, однако то, что они могут вести себя хаотически, ещё не было осознано. Только в нач. 1960-х гг. результаты компьютерного моделирования (Э. Лоренц, США, 1963) и ряд открытий в математике привели к революции в понимании природы случайного, а к кон. 20 в. понятие Д. х. стало реальным и привычным.
Характеристики хаоса
Существование Д. х., который присущ многим динамическим системам, связано с т. н. локальной неустойчивостью траекторий. В пространстве, образованном множеством всевозможных состояний системы (фазовом пространстве), локальная устойчивость выбранной траектории определяется знаком показателей Ляпунова, которые вычисляются как среднее по времени от логарифма отношения размера капли фазовой жидкости, движущейся вдоль траектории, в момент времени t к её размеру в начальный момент времени. Число показателей Ляпунова равно размерности фазового пространства. Вдоль одних направлений близкие траектории могут экспоненциально расходиться (неустойчивые направления), а вдоль других, наоборот, могут приближаться друг к другу. Отвечающие им показатели соответственно положительны и отрицательны. Сумма положительных показателей Ляпунова, характеризующая неустойчивость рассматриваемой траектории, больше или равна энтропии Колмогорова – Синая. Ввиду расходимости близких траекторий в фазовом пространстве более длительное наблюдение хаотич. траектории даёт более детальную информацию о начальных условиях: хаотич. траектория порождает информацию. Величина этой информации с обратным знаком равна энтропии Колмогорова – Синая. Д. х. – это поведение динамич. системы, характеризуемое конечной положительной энтропией Колмогорова – Синая. Представленный на рис. 3 фазовый портрет (совокупность траекторий в фазовом пространстве) отражает наличие порядка в Д. х., его подчинение сравнительно простым законам. На хаотич. множестве перемешивающийся фазовый поток хранит память о последовательных растяжениях и складываниях.
Хаотич. множества гамильтоновых систем, а также странные аттракторы систем с диссипацией не заполняют полностью к.-л. объём в фазовом пространстве. Это множества с дробной размерностью, или фракталы. Часто такие множества самоподобны. Хаотич. траекторию можно рассматривать как набор отрезков бесконечного числа разл. периодич. траекторий, отражающих существование в хаотич. множестве бесконечного числа неустойчивых циклов.
Маломерный хаос и турбулентность
Сценарии рождения маломерного Д. х., т. е. последовательности бифуркаций, предшествующих его возникновению, являются общими для систем разл. природы. Их анализ позволил, в частности, приблизиться к пониманию динамич. природы возникновения турбулентности при потере устойчивости ламинарным течением. Эксперименты с закрытыми течениями продемонстрировали неск. универсальных сценариев зарождения случайного: 1) цепочка бифуркаций удвоения периода в конвективных ячейках Рэлея – Бенара; 2) переход к хаосу через разрушение квазипериодич. течений; 3) переход через перемежаемость, т. е. рождение локализованных хаотич. всплесков. Обнаружение этих сценариев подтвердило идею о динамич. природе перехода к турбулентности.