ПА́ТНЭМ ПАТНАМ ХИЛАРИ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПА́ТНЭМ, Патнам (Putnam) Хилари (31.7.1926, Чикаго, Иллинойс – 13.3.2016, Арлингтон, Массачусетс), амер. логик и философ. Окончил Пенсильванский ун-т (1948), затем учился в Гарварде, защитил докторскую диссертацию в Калифорнийском ун-те (Лос-Анджелес) в 1951. Преподавал в Сев.-Зап. ун-те (1951–52), Принстоне (1953–61), Массачусетском технологич. ин-те (1961–65), с 1965 проф. Гарвардского ун-та. Многочисл. работы П. посвящены философии науки, сознания, математики и языка, логике и эпистемологии, этике, теологии и мистике иудаизма. В 1960–70-х гг. ведущий представитель аналитической философии в США (концепция функционализма в философии сознания, «новая теория референции» в философии языка), однако с сер. 1980-х гг. выступил с её резкой критикой.
Отождествив психич. состояния с «функциональными» состояниями мозга, которые определяются через их каузальные взаимоотношения с сенсорными входными данными, поведенч. выходными данными и друг с другом, П. разработал неск. способов описания функциональной организации мозга с помощью теории Тьюринга машины, теории конечных автоматов и т. п. Однако невозможность объяснить с позиций функционализма качественную субъективность и интенциональность психич. состояний привела П. к отказу от этой концепции.
Наряду с С. Крипке и др., П. разработал «каузальную» теорию референции, согласно которой референция терминов естественных классов, обозначающих разл. категории природных веществ, животных, растений, физич. величин и составляющих большинство науч. терминов, определяется не «ментальными образами», локализованными в головах отд. людей, а устанавливается благодаря действию внешних нементальных факторов – социального (представлен экспертами из соответствующей области знаний) и природного (наличие общей внутр. природы у членов естеств. класса), предполагающего каузальное взаимодействие между носителями языка и объектами окружающего мира («Сознание, язык и реальность» – «Mind, language, and reality», 1975). Относительно устойчивое ядро, содержащееся в значении каждого термина, обеспечивает его инвариантность при переходе из одной теории в другую.
Направленная против тезиса Т. Куна о несоизмеримости науч. теорий, эта концепция П. служила обоснованием науч. реализма, опирающегося на корреспондентную теорию истины (понимаемой как соответствие реальности). Однако в дальнейшем П. отказался от этого «метафизического» варианта реализма и в кн. «Разум, истина и история» («Reason, truth and history», 1981; рус. пер. 2002) и ряде др. работ 1980-х гг. («Многоликость реализма» – «The many faces of realism», 1988; «Репрезентация и реальность» – «Representation and reality», 1988; «Реализм с человеческим лицом» – «Realism with a human face», 1990) сформулировал эпистемологич. концепцию «внутреннего реализма», согласно которой мир не состоит из фиксированного множества независимых от сознания объектов, но расчленяется нами исходя из той или иной концептуальной схемы. Истина представляет собой идеализированную рациональную приемлемость, а её критериями выступают операциональная применимость, когерентность, простота, непротиворечивость. Рациональность, будучи исторически и культурно обусловленной, вместе с тем в каждом конкретном случае выступает как регулятивная идея.
В 1990-е гг. под влиянием прагматизма и идей позднего Л. Витгенштейна П. отказался от внутр. реализма и создал новую версию «непосредственного реализма», названную им заимствованным у У. Джеймса термином «естественный реализм» и истолковывающую чувственный опыт не как пассивное реагирование сознания на внешние воздействия, а как активное переживание живым существом разл. аспектов мира.