ЭМОТИВИ́ЗМ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЭМОТИВИ́ЗМ (от англ. emotive – волнующий, возбуждающий, от лат. emoveo – волновать, возбуждать), метаэтическая теория, согласно которой гл. функция этических (оценочных и императивных) высказываний заключается в выражении эмоции говорящего и возбуждении соответствующих чувств и переживаний у слушателей. Эта точка зрения восходит к Д. Юму, который полагал, что этические (или моральные) суждения не несут никакого сообщения о предметах и поступках, а лишь выражают по отношению к ним чувства (feelings) одобрения или неодобрения. В качестве особой доктрины Э. сложился в 20 в. в русле логич. позитивизма, для которого критерием науч. осмысленности любого высказывания является его верифицируемость (см. Верификация). Поскольку этич. суждения не отвечают этому критерию и, следовательно, не несут никакой информации о вещах и событиях, за ними остаётся лишь эмотивная функция, благодаря которой они могут служить одним из средств межчеловеческого общения. Имеются некоторые различия между «радикальным эмотивизмом» (А. Айер), который полностью отрицал репрезентативность языка морали и наличие к.-л. логич. связей между его элементами, и «умеренным эмотивизмом» (Ч. Стивенсон), допускавшим двойственную – ценностно-познавательную – природу моральных слов и выражений: они одновременно и обозначают (описывают) некоторый предмет, и выражают к нему эмотивное отношение.
Э. оказал заметное воздействие на развитие этики в англоязычной аналитической философии в 1920–50-х гг., его сторонниками были Б. Рассел, М. Шлик, Р. Карнап и др. Однако кризис неопозитивистской методологии, а также релятивистские следствия Э., неприемлемые для большинства этиков-моралистов, существенно ограничили влияние этой доктрины.