Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

А́ЙЕР

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 310

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. В. Лебедев

А́ЙЕР (Ayer) Ал­фред Джулс (29.10.1910, Лон­дон – 27.6.1989, там же), англ. фи­ло­соф, пред­ста­ви­тель ло­ги­че­ско­го эм­пириз­ма. Член Брит. АН (1952). Окон­чил Окс­форд­ский ун-т (1932) и пре­по­да­вал там с 1933. Проф. Лон­дон­ско­го (1946–59) и Окс­форд­ско­го (1959–78) уни­вер­си­те­тов.

Пер­вая кни­га А. «Язык, ис­ти­на и ло­ги­ка» («Lan­guage, truth and logic», 1936) со­дер­жит од­но из наи­бо­лее яс­но сфор­му­ли­ро­ван­ных из­ло­же­ний как ло­ги­че­ско­го по­зи­ти­виз­ма во­об­ще, так и его фе­но­ме­на­ли­стич. кры­ла в ча­ст­но­сти. За­да­чей фи­ло­со­фии при­зна­ёт­ся логич. про­яс­не­ние осн. на­уч. по­ня­тий, а не за­клю­че­ние о том, чем ве­щи яв­ля­ются в дей­ст­ви­тель­но­сти. А. при­ни­ма­ет «сла­бый» ва­ри­ант клю­че­во­го для это­го на­прав­ле­ния прин­ци­па ве­ри­фи­ка­ции, счи­тая, что пред­ло­же­ние ос­мыс­лен­но, толь­ко ес­ли оно ли­бо яв­ля­ет­ся ана­ли­ти­че­ским (ут­вер­жде­ния ма­те­ма­ти­ки и ло­ги­ки), ли­бо не­ко­то­рый мыс­ли­мый опыт «мо­жет иметь от­но­ше­ние к оп­ре­де­ле­нию его ис­тин­но­сти или лож­но­сти» (ут­вер­жде­ния ес­теств. на­ук и по­все­днев­но­го опы­та). Пред­ло­же­ния, не при­над­ле­жа­щие ни к од­но­му из этих клас­сов (ут­вер­жде­ния ме­та­фи­зи­ки, тео­ло­гии, эс­те­ти­ки и эти­ки), не мо­гут быть ни ис­тин­ны­ми, ни лож­ны­ми. Ме­та­фи­зич. ут­вер­жде­ния ли­ше­ны смыс­ла, они воз­ни­ка­ют в ре­зуль­та­те ло­гич. и лин­гвис­тич. оши­бок. К этич. и эс­те­тич. су­ж­де­ни­ям А. от­но­сит­ся ме­нее кри­тич­но, счи­тая, что они мо­гут иметь «эмо­тив­ную» на­гру­жен­ность и быть вы­ра­же­ни­ем внут­рен­не­го ми­ра вы­ска­зы­ваю­щих их лю­дей. В «Ос­но­ва­ни­ях эм­пи­ри­че­ско­го зна­ния» («The foun­da­tion of em­piri­cal knowl­edge», 1940) А. про­дол­жа­ет за­щи­ту фе­но­ме­на­лиз­ма: всё, что мо­жет быть ска­за­но о фи­зич. объ­ек­тах, мо­жет быть пре­об­ра­зо­ва­но в ут­вер­жде­ния о чув­ст­вен­ных дан­ных, из ко­то­рых, од­на­ко, не сле­ду­ет ис­тин­ность ут­вер­жде­ний о фи­зич. объ­ек­тах. Ра­бо­та «Про­бле­ма по­знания» («The prob­lem of know­ledge», 1956) на­прав­ле­на уже не столь­ко про­тив ме­та­физи­ки, сколь­ко про­тив скеп­ти­циз­ма. В бо­лее позд­них ра­бо­тах («Цен­траль­ные во­про­сы фи­ло­со­фии», «The cen­tral ques­tions of phi­loso­phy», 1973, и др.) А. за­нима­ет по­зи­цию, ко­торую он на­зы­ва­ет «усо­вер­шен­ст­во­ван­ным реа­лиз­мом»: хо­тя фи­зич. мир кон­ст­руи­ру­ет­ся из ре­сур­сов чув­ст­вен­но­го опы­та, фи­зич. объ­ек­ты трак­туют­ся не про­сто как спо­со­бы упо­ря­доче­ния это­го опы­та, а как сущ­но­сти, об­ла­даю­щие са­мо­сто­ят. ре­аль­но­стью и при­чин­но обу­слов­ли­ваю­щие те «пер­цеп­ты», из ко­то­рых они бы­ли по­строе­ны. В эти­ке А. раз­ви­вал по­зи­цию ути­ли­та­риз­ма, ин­тер­пре­ти­руя прин­цип наи­боль­ше­го бла­га как вы­ра­же­ние про­из­воль­ной фун­да­мен­таль­ной ус­та­нов­ки.

Соч.: Think­ing and mean­ing. L., 1947; Philo­sophi­cal es­says. L.; N. Y., 1954; The con­cept of a per­son and other es­says. L., 1963; The ori­gins of prag­ma­tism. L., 1968; Meta­phys­ics and com­mon sense. L., 1969; Rus­sell and Moore: the ana­lyti­cal heri­tage. L., 1971; Prob­abil­ity and evi­dence. L., 1972; Ber­trand Rus­sell. L., 1972; Part of my life. L., 1977; Hume. Oxf.; N. Y., 1980; Phi­loso­phy in the twen­ti­eth century. L., 1982; More of my life. L., 1984; Free­dom and mo­ral­ity and other es­says. Oxf.; N. Y., 1984; Witt­gen­stein. L., 1985.

Лит.: Хилл Т. Со­вре­мен­ные тео­рии по­зна­ния. М., 1965; Per­cep­tion and iden­tity / Ed. by G. F. Mac­Don­ald. L., 1979; Fos­ter J. A. J. Ayer. L., 1985; Fact, sci­ence and mo­ra­lity / Ed. by G. F. Mac­Don­ald and C. Wright. Oxf., 1986; A. J. Ayer me­mo­rial es­says / Ed. by A. Phil­lips Grif­fiths. N. Y., 1991; Пас­смор Дж. Сто лет фи­ло­со­фии. М., 1998; Han­fling O. Ayer. N. Y., 1999.

Вернуться к началу