А́ЙЕР
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
А́ЙЕР (Ayer) Алфред Джулс (29.10.1910, Лондон – 27.6.1989, там же), англ. философ, представитель логического эмпиризма. Член Брит. АН (1952). Окончил Оксфордский ун-т (1932) и преподавал там с 1933. Проф. Лондонского (1946–59) и Оксфордского (1959–78) университетов.
Первая книга А. «Язык, истина и логика» («Language, truth and logic», 1936) содержит одно из наиболее ясно сформулированных изложений как логического позитивизма вообще, так и его феноменалистич. крыла в частности. Задачей философии признаётся логич. прояснение осн. науч. понятий, а не заключение о том, чем вещи являются в действительности. А. принимает «слабый» вариант ключевого для этого направления принципа верификации, считая, что предложение осмысленно, только если оно либо является аналитическим (утверждения математики и логики), либо некоторый мыслимый опыт «может иметь отношение к определению его истинности или ложности» (утверждения естеств. наук и повседневного опыта). Предложения, не принадлежащие ни к одному из этих классов (утверждения метафизики, теологии, эстетики и этики), не могут быть ни истинными, ни ложными. Метафизич. утверждения лишены смысла, они возникают в результате логич. и лингвистич. ошибок. К этич. и эстетич. суждениям А. относится менее критично, считая, что они могут иметь «эмотивную» нагруженность и быть выражением внутреннего мира высказывающих их людей. В «Основаниях эмпирического знания» («The foundation of empirical knowledge», 1940) А. продолжает защиту феноменализма: всё, что может быть сказано о физич. объектах, может быть преобразовано в утверждения о чувственных данных, из которых, однако, не следует истинность утверждений о физич. объектах. Работа «Проблема познания» («The problem of knowledge», 1956) направлена уже не столько против метафизики, сколько против скептицизма. В более поздних работах («Центральные вопросы философии», «The central questions of philosophy», 1973, и др.) А. занимает позицию, которую он называет «усовершенствованным реализмом»: хотя физич. мир конструируется из ресурсов чувственного опыта, физич. объекты трактуются не просто как способы упорядочения этого опыта, а как сущности, обладающие самостоят. реальностью и причинно обусловливающие те «перцепты», из которых они были построены. В этике А. развивал позицию утилитаризма, интерпретируя принцип наибольшего блага как выражение произвольной фундаментальной установки.