УПРАВЛЕ́НИЕ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
УПРАВЛЕ́НИЕ, функция организованных систем, возникших естественным (эволюционным) или искусственным путём. Различают У. в искусственных (технических), биологических, социальных (экономических, политических) и др. системах.
У. в искусственных системах представляет собой совокупность воздействий на объект (процесс), обеспечивающих поддержание системы в заданном состоянии или перевод её в новое состояние (т. н. кибернетич. система); оно предполагает сбор и обработку необходимой информации, на основе которой принимается целенаправленное решение.
В биологических системах выделяют 2 уровня У.: организменный и поведенческий; первый уровень воспроизводится генетически и ориентирован на самосохранение вида или экосистемы, второй – обеспечивает взаимодействие организма с внешней средой.
В социальных системах развивается особый уровень У. – культура как система инструментальных и символич. средств, среди которых особую роль играют нормы, ценности, традиции и институты.
В социальном У. можно выделить 3 компонента: 1) целенаправленное воздействие на объект, включающее целеполагание и целеосуществление; такое воздействие может быть как внешним, так и внутренним (самоуправление); 2) самоорганизация; как результат обоих предшествующих компонентов; 3) организационный порядок. Важными составляющими социального У. являются социальное планирование и проектирование. Объекты социального У.: индивид, группа, организация, др. социальные образования и процессы.
Интерес к проблемам У. возник ещё в период античности, но только с началом промышленной революции в 18–19 вв. и развитием рыночной системы хозяйствования стала обсуждаться проблема плановой организации труда и администрирования, началось интенсивное развитие научного У. В 19–20 вв. сформировались осн. школы менеджмента.
В рамках социологии У. с кон. 20 в. активно развивается управленч. консультирование, включающее организационную диагностику, выработку решений и осуществление реальных изменений. Одно из новых направлений в области социального У. – прикладная политология, разрабатывающая конкретные программы и рекомендации, ориентированные на решение актуальных конфликтов и проблем.
Теория управления
Разрабатывает методы У. разл. процессами, объектами и системами, основана на принципах кибернетики, информации теории. В теории У. выделяют объект У., систему У., управленч. отношения, а также входные, выходные сигналы и внутр. параметры объекта У., управляющие воздействия системы У. К базовым методам теории У. относятся построение на основе системного анализа математич. модели объекта, определение целей, разработка алгоритма для статич. и динамич. процессов, разных режимов функционирования и т. п.
Методы У. технич. системами базируются на трёх фундам. принципах: отрицательной обратной связи (управление по отклонению) – формирование системой У. управляющих воздействий, которые уменьшают рассогласование между выходными параметрами объекта У. и эталонными, заданными целью У.; разомкнутого (программного) У. – реализуется только на основе желаемого алгоритма поведения управляемого объекта и не учитывает возможность появления внешних возмущающих воздействий, способных вызвать неконтролируемые отклонения в процессе функционирования объекта; У. по возмущению, или принцип компенсации возмущений, – в зависимости от результатов измерения возмущений, действующих на объект, система У. строит алгоритм и управляющие воздействия так, чтобы действие этих факторов компенсировалось; такие системы У. применяются при ограниченном диапазоне возмущений внешней среды в зависимости от полноты информации о ней.
Для социально-экономич. и организац.-управленч. систем разрабатываются методы анализа, прогноза и регулирования деятельности разл. общностей людей: мирового сообщества, хозяйственных и региональных объединений, нац. и социально-обществ. групп и т. п.
В теории У. используются следующие общие подходы: процессный – основан на идее существования некоторых универсальных функций управления; системный (сложился на базе общей теории систем); ситуационный, рассматривающий любую организацию как открытую систему, постоянно взаимодействующую с внешней средой; универсальный (сложился на базе науч. школы теории У.), рассматривающий систему в совокупности её вертикальных и горизонтальных связей; субстратный, основанный на оптимизации стратегии принимаемых решений посредством выявления субстратов (ключевых моментов оптимизации) в значимых классах информац. контекста управленч. ситуации.
Первое самоуправляемое устройство создано Ктесибием. Его водяные часы использовали сифон как регулятор потока воды. До этого считалось, что только живые существа способны модифицировать своё поведение в ответ на изменения в окружающей среде. Следующим шагом в развитии саморегулирующихся систем У. с обратной связью стал центробежный регулятор паровой машины Дж. Уатта. Математич. теория устойчивых систем с обратной связью разработана в 19 в. Универсальность математич. методов, полученных в данной теории, перевела её в область наук, занимающихся изучением абстрактных математич. объектов. Родоначальником математич. теории У. стал А. М. Ляпунов – автор классич. теории устойчивости движения (1892).
Управление персоналом
Управление персоналом, кадровый менеджмент, целенаправленная деятельность адм. состава организации по разработке концепции и стратегии кадровой политики. У. персоналом включает процедуры найма, отбора, приёма, оценку, профориентацию, адаптацию и обучение, управление служебно-проф. продвижением, мотивацию и организацию труда, У. конфликтами и стрессами, социальное развитие. Осн. цели У. персоналом – эффективное использование интеллектуального потенциала организации, повышение конкурентоспособности, прибыльности, результативности.
Существуют 4 осн. модели У. персоналом: японская («мягкий» подход, пожизненный наём, клановость), американская («жёсткий» подход, иерархия, оплата труда по результату), европейская (децентрализация, динамичное развитие карьеры, индивидуализация) и российская (коллективизм, дублирование функций, смешанная оплата труда).
Организация У. персоналом включает подразделения по работе с кадрами и обеспечивающие подразделения (юридич. отдел, планово-финансовое управление, отдел стратегич. развития). Сотрудники кадровых подразделений должны понимать действие механизма конкуренции для эффективного использования трудовых ресурсов; систематически проводить аудит организационной структуры и трудовых ресурсов для определения соответствия количественного и качественного состава персонала предприятия его текущей политике, рынку труда и предполагаемым перспективам развития; вносить предложения по обоснованию ротации персонала, повышению квалификации, формированию кадрового резерва, оценке системы стимулирования и нематериальной мотивации сотрудников.