ТО́ФЛЕР ТОФФЛЕР АЛВИН
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТО́ФЛЕР, Тоффлер (Toffler) Алвин (Элвин, Олвин) (4.10.1928, Нью-Йорк – 27.6.2016, Лос-Анджелес), амер. публицист, социолог и футуролог. Учился в Нью-Йоркском ун-те. Занимался журналистской деятельностью, выступал консультантом в ряде амер. корпораций, экспертом многочисл. фондов, гос. и неправительств. организаций в США и др. странах.
В книгах Т., написанных в научно-популярном жанре (переведены на мн. языки), рассматриваются перспективы развития совр. цивилизации, прежде всего социальные последствия новейшего этапа научно-технической революции (компьютеризация и т. д.). Свой подход Т. называет «практопией» (практич. утопией, выявляющей в событиях сегодняшнего дня предвестия потенциальных изменений в будущем).
По мнению Т., интенсификация и ускорение социальных и технологич. процессов, наблюдаемые в совр. обществах, вызывают у миллионов людей «футурошок» (шок от стремительно наступающего будущего), что усложняет адаптацию человека к меняющимся условиям его существования (общество риска).
Т. выделяет три «волны» социально-историч. трансформации: «первая волна» – переход к оседлому земледелию и организованным формам совместной жизни, типичным для аграрного традиционного общества; «вторая волна» – становление совр. индустриального общества, где пром. произ-во является осн. сферой человеческой деятельности; наконец, «третья волна» – информационно-технологич. революция 2-й пол. 20 в., вызвавшая кардинальную перестройку социальных отношений благодаря изменениям способов коммуникации и распространения знаний. Для цивилизации «второй волны», подвергаемой Т. критике, характерны стандартизация в сферах труда и потребления, максимизация (инвестиций, прибыли, результата), концентрация ресурсов, синхронизация и жёсткая алгоритмизация деятельности, централизация и бюрократизация управления, избыточная специализация и др. В нарождающейся цивилизации «третьей волны» Т. усматривает противоположные качества – предельное многообразие моделей и стратегий деятельности, её дестандартизацию и децентрализацию, ориентацию на индивидуальные потребности и творч. самореализацию человека, мелкосерийность произ-ва, свободное комбинирование труда и досуга, распространение дистанционной занятости, диффузию власти и знаний в обществе, открытость информац. потоков и т. д.
Работы Т., получившие мировую известность, стимулировали широкий публичный интерес к проблемам постиндустриального общества и информационного общества.