Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СУБИ́РИ КСАВЬЕР

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 359-360

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Б. Зыкова

СУБИ́РИ (Zubiri) Ксавь­ер (Хавь­ер) (4.12.1898, Сан-Се­ба­сть­ян – 21.9.1983, Мад­рид), исп. ре­лиг. фи­ло­соф. Учил­ся в Мад­рид­ском ун-те у Х. Ор­те­ги-и-Гас­се­та (док­тор­ская дис. в 1921), с 1926 проф. это­го ун-та. В 1928–30 рабо­тал во Фрай­бур­ге с Э. Гус­сер­лем и М. Хай­дег­ге­ром, по­се­щал лек­ции по ес­теств. нау­кам и по­зна­ко­мил­ся с Э. Шрё­дин­ге­ром, М. План­ком, А. Эйн­штей­ном. Ис­пы­тал так­же влия­ние исп. фи­ло­со­фа-не­ото­мис­та X. Са­ра­гу­эты (1883–1974). В 1936–39 жил во Фран­ции, по воз­вра­ще­нии пре­по­да­вал в ун-тах Бар­се­ло­ны, за­тем Мад­ри­да. Сре­ди наи­бо­лее из­вест­ных со­чи­не­ний С. – «При­ро­да, ис­то­рия, Бог» («Na­tu­ra­leza, historia, Dios», 1944), «О сущ­но­сти» («Sobre la esencia», 1962, рус. пер. 2009), «Пять лек­ций по фи­ло­со­фии» («Cinco lecciones de filosofia», 1963, рус. пер. 2007), три­ло­гия «Чув­ст­вую­щий ин­тел­лект» («Inte­ligencia sentiente»), по­свя­щён­ная ана­ли­зу фи­лос. зна­ния: «Ин­тел­лект и ре­аль­ность» («Inteligencia y realidad», 1980, рус. пер. 2006), «Ин­тел­лект и ло­гос» («Inteligencia y logos», 1982, рус. пер. 2008), «Ин­тел­лект и ра­зум» («Inte­li­gen­cia у razón», 1983, рус. пер. 2008).

В сво­ём твор­че­ст­ве С. со­еди­нил про­бле­ма­ти­ку не­ото­миз­ма с идея­ми фе­но­ме­но­ло­гии и эк­зи­стен­циа­лиз­ма. Он вы­сту­пил с кри­ти­кой по­зи­ти­виз­ма, ис­хо­дя­ще­го из рав­но­знач­но­сти всех ви­дов зна­ния как опи­раю­щих­ся на со­во­куп­ность «по­зи­тив­ных фак­тов»: с ут­ра­той ие­рар­хии зна­ния нау­ка пре­вра­ща­ет­ся в об­шир­ную эн­цик­ло­пе­дию зна­ний и в тех­ни­ку соз­да­ния ис­тин, ко­то­рые «пе­ре­ста­ют быть пу­тя­ми к Ис­ти­не» и в ко­неч­ном счё­те становятся про­сто схе­мами дей­ст­вия. Вы­со­ко оце­ни­вая нау­ку, срав­ни­вая её с тре­мя ве­ли­чай­ши­ми соз­да­ния­ми че­ло­ве­че­ско­го ду­ха – греч. ме­та­фи­зи­кой, рим. пра­вом и хри­сти­ан­ской ре­ли­ги­ей, С., од­на­ко, счи­тал, что ори­ен­та­ция фи­ло­со­фии на идеа­лы на­уч. по­зна­ния при­во­дит к по­те­ре её спе­ци­фи­ки и пре­ж­де все­го по­ни­ма­ния при­ро­ды ре­аль­но­сти. Воз­ро­ж­де­ние под­лин­ной фи­ло­со­фии С. свя­зы­вал с воз­вра­ще­ни­ем к «пер­вой фи­ло­со­фии» Ари­сто­те­ля, пред­ста­вив­шей мир в его един­ст­ве и упо­ря­до­чен­но­сти.

Ра­ди­каль­ный реа­лизм С. ут­вер­жда­ет пер­вен­ст­во ре­аль­но­сти по от­но­ше­нию к бы­тию, ко­то­рое по­ни­ма­ет­ся им как ак­ту­аль­ность ре­аль­но­го в ми­ре. Эта ак­туа­ли­за­ция, од­на­ко, ни­ко­гда не бы­ва­ет пол­ной, в си­лу че­го по­ни­ма­ние ре­аль­но­го не­из­беж­но яв­ля­ет­ся не­за­вер­шён­ным. Ис­ход­ное вос­при­ятие («впе­чат­ле­ние» от) ре­аль­но­сти вы­сту­па­ет у С. од­но­вре­мен­но и как «чув­ст­во­ва­ние», и (в си­лу его ос­мыс­лен­но­сти) как «по­ни­ма­ние» (кон­цеп­ция «чув­ст­вую­ще­го по­ни­ма­ния»). По­зи­тив­ную сво­бо­ду че­ло­ве­ка С. ус­мат­ри­вал в его свя­зи с Бо­гом, бла­го­да­ря ко­то­рой че­ло­век ут­вер­жда­ет­ся в ре­аль­но­сти в ка­че­ст­ве лич­но­сти.

По­смерт­но бы­ли опуб­ли­ко­ва­ны «Ди­на­мич­ная струк­ту­ра ре­аль­но­сти» («Estru­ctura dinámica de la realidad», 1989), «Фун­да­мен­таль­ные про­бле­мы за­пад­ной ме­та­фи­зи­ки» («Los problemas funda­men­tales de la metafísica occidental», 1994) и др. со­чи­не­ния Сy­би­ри.

Лит.: Ferraz Fayos A. Zubiri: El realismo radical. Madrid, 1988; Wessell P. El realismo radical de X. Zubiri. Salamanca, 1992; Яков­ле­ва Л. Е. Х. Су­би­ри и осо­бен­но­сти ис­пан­ской фи­ло­соф­ской тра­ди­ции. Йош­кар-Ола, 1999; Ве­гас Хо­се М. Ра­ди­каль­ный реа­лизм Х. Су­би­ри // Verbum. 2001. Вып. 5; Зы­ко­ва А. Б. Х. Су­би­ри // Фи­ло­со­фы два­дца­то­го ве­ка. М., 2004. Кн. 2; Fornet-Ponse T. X. Zubiri interkulturell gelesen. Nordhausen, 2010.

Вернуться к началу