СУБИ́РИ КСАВЬЕР
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СУБИ́РИ (Zubiri) Ксавьер (Хавьер) (4.12.1898, Сан-Себастьян – 21.9.1983, Мадрид), исп. религ. философ. Учился в Мадридском ун-те у Х. Ортеги-и-Гассета (докторская дис. в 1921), с 1926 проф. этого ун-та. В 1928–30 работал во Фрайбурге с Э. Гуссерлем и М. Хайдеггером, посещал лекции по естеств. наукам и познакомился с Э. Шрёдингером, М. Планком, А. Эйнштейном. Испытал также влияние исп. философа-неотомиста X. Сарагуэты (1883–1974). В 1936–39 жил во Франции, по возвращении преподавал в ун-тах Барселоны, затем Мадрида. Среди наиболее известных сочинений С. – «Природа, история, Бог» («Naturaleza, historia, Dios», 1944), «О сущности» («Sobre la esencia», 1962, рус. пер. 2009), «Пять лекций по философии» («Cinco lecciones de filosofia», 1963, рус. пер. 2007), трилогия «Чувствующий интеллект» («Inteligencia sentiente»), посвящённая анализу филос. знания: «Интеллект и реальность» («Inteligencia y realidad», 1980, рус. пер. 2006), «Интеллект и логос» («Inteligencia y logos», 1982, рус. пер. 2008), «Интеллект и разум» («Inteligencia у razón», 1983, рус. пер. 2008).
В своём творчестве С. соединил проблематику неотомизма с идеями феноменологии и экзистенциализма. Он выступил с критикой позитивизма, исходящего из равнозначности всех видов знания как опирающихся на совокупность «позитивных фактов»: с утратой иерархии знания наука превращается в обширную энциклопедию знаний и в технику создания истин, которые «перестают быть путями к Истине» и в конечном счёте становятся просто схемами действия. Высоко оценивая науку, сравнивая её с тремя величайшими созданиями человеческого духа – греч. метафизикой, рим. правом и христианской религией, С., однако, считал, что ориентация философии на идеалы науч. познания приводит к потере её специфики и прежде всего понимания природы реальности. Возрождение подлинной философии С. связывал с возвращением к «первой философии» Аристотеля, представившей мир в его единстве и упорядоченности.
Радикальный реализм С. утверждает первенство реальности по отношению к бытию, которое понимается им как актуальность реального в мире. Эта актуализация, однако, никогда не бывает полной, в силу чего понимание реального неизбежно является незавершённым. Исходное восприятие («впечатление» от) реальности выступает у С. одновременно и как «чувствование», и (в силу его осмысленности) как «понимание» (концепция «чувствующего понимания»). Позитивную свободу человека С. усматривал в его связи с Богом, благодаря которой человек утверждается в реальности в качестве личности.
Посмертно были опубликованы «Динамичная структура реальности» («Estructura dinámica de la realidad», 1989), «Фундаментальные проблемы западной метафизики» («Los problemas fundamentales de la metafísica occidental», 1994) и др. сочинения Сyбири.