ЗЕНО́Н ЭЛЕ́ЙСКИЙ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЗЕНО́Н ЭЛЕ́ЙСКИЙ (Ζήνων ὁ ’Ελεάτης) (Элея, Юж. Италия; по Аполлодору, акмэ 464–461 до н. э.), др.-греч. философ, представитель элейской школы, ученик Парменида. В диалоге «Софист» (фрагмент I Ross) Аристотель называл З. Э. «изобретателем диалектики», т. е. критич. анализа «принятых мнений» (ἔνδοξα) или опровержения тезиса противника путём сведения к абсурду. Платон в «Пармениде» упоминает о сочинении З. Э., написанном с целью «высмеять» оппонентов Парменида и показать, что допущение множества и движения приводит «к ещё более смехотворным выводам», чем допущение Одного сущего (по Проклу, это сочинение содержало 40 аргументов – λόγοι против множества). Наибольшую известность уже в древности получили 4 аргумента (т. н. апории) против возможности движения, сохранившиеся в парафразах Аристотеля («Физика», VI 9): 1) «Стадий» (иначе «Дихотомия»): прежде чем пройти стадий (ристалище и мера длины ок. 180 м), необходимо пройти половину стадия, но прежде чем пройти половину, необходимо пройти половину половины, и т. д. до бесконечности, т. е. «коснуться» бесконечного числа точек. Однако «невозможно пройти или коснуться бесконечного числа точек в конечное время». Следовательно, бегун никогда не достигнет финиша (по др. толкованию, никогда не стартует); 2) «Ахилл и черепаха»: «самый быстрый (бегун) никогда не догонит самого медленного, т. к. догоняющий должен прежде достичь того места, откуда сдвинулся убегающий, так что более медленный всегда будет чуть впереди»; 3) «Стрела»: «Если всякий предмет покоится… когда занимает равное себе место, а движущееся всегда находится в "теперь", то летящая стрела неподвижна». Согласно Аристотелю, эта апория основана на допущении, что время состоит из неделимых «теперь»; 4) в апории «Движущиеся тела» (иначе «Стадий», не смешивать с 1-м) говорится о «равных телах, движущихся по стадиону в противоположных направлениях мимо равных им (неподвижных)», при этом оказывается, что «половина времени равна двойному». Оппонентами З. Э. могли быть адепты здравого смысла, которым он хотел показать абсурдность и, следовательно, ирреальность феноменального мира множества и движения. Вместе с тем никакой реальности, кроме пространственно протяжённой, З. Э. не признавал. Апории З. Э. так или иначе упираются в проблему континуума, ставшую актуальной в 20 в. в связи с множеств теорией Г. Кантора и квантовой физикой.