ПАРАДИ́ГМА
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАРАДИ́ГМА научная (греч. παράδειγμα – изображение, образец, пример, модель), в философии науки образец рациональной науч. деятельности, принятый и безоговорочно поддерживаемый науч. сообществом. Понятие П. в этом смысле получило распространение благодаря концепции науки Т. Куна, определявшего П. как «...признанные всеми научные достижения, которые в течение определённого времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу» (Структура научных революций. М., 1975. С. 11). Содержание П. зависит от характера науч. дисциплины, степени её зрелости, структуры фундам. науч. теории, разработанности математич. аппарата, методологич. оснащения, эксперим. техники, а также от явных и неявных традиций исследовательской работы, передаваемых от поколения к поколению учёных. Это содержание выражено в трудах «научной элиты» (признанных лидеров науч. направлений и школ, генерирующих осн. идеи и методы в той или иной области науки) и закрепляется в учебниках, методич. руководствах, программах подготовки науч. кадров.
П. функционирует как «дисциплинарная матрица», т. е. набор предписаний, в который входят: законы фундам. теорий и определения осн. понятий (в форме «символических обобщений»); «метафизические компоненты» (онтологич. допущения, в соответствии с которыми объяснения фактов считаются приемлемыми или, напротив, отбрасываются как несовместимые с принятой науч. картиной мира); ценностные критерии предпочтений тех или иных познават. характеристик (напр., количественных предсказаний в сравнении с качественными, простых и элегантных гипотез или методов в сравнении с чрезмерно сложными). П. определяет границу между принципиально разрешимыми и неразрешимыми науч. задачами; для первых она предлагает общие (матричные) схемы решения, вторые считаются не имеющими рационального смысла. Тем самым П. задаёт собственные рамки науч. рациональности, в которых осуществляется «нормальная» работа учёных; она сама выступает как ценность, объединяющая науч. сообщество. Сомнение в этой ценности (напр., из-за нарастания числа неразрешённых задач – «головоломок» и возникновения конкурирующих П.) и отказ от П. зависят не столько от причин логико-рационального характера, сколько от психологич. и социологич. характеристик данного науч. сообщества. Смена господствующей П. – итог «экстраординарного» периода соперничества науч. сообществ (Т. Кун назвал такие периоды «научными революциями»), который сменяется вновь периодом «нормальной» науки.