Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НЕНАСИ́ЛИЕ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 22. Москва, 2013, стр. 376-377

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Гусейнов

НЕНАСИ́ЛИЕ, этич. прин­цип, со­глас­но ко­то­ро­му гра­ни­цы нрав­ст­вен­но­сти (мо­ра­ли) сов­па­да­ют с от­ри­ца­ни­ем на­си­лия. Тер­мин «Н.» (ана­ло­гич­но нем. «Gewalt­losigkeit», англ. «nonviolence») – каль­ка с санскр. ахим­са (нев­ре­ж­де­ние). В отеч. ли­те­ра­ту­ре и об­ществ.-по­ли­тич. лек­си­ке он за­кре­пил­ся с кон. 1980-х гг., че­му спо­соб­ст­во­ва­ли как ака­де­мич. ис­сле­до­ва­ния фи­ло­со­фии и эти­ки Н., так и гражд. ини­циа­ти­вы, при­зван­ные адап­ти­ро­вать к рос. ус­ло­ви­ям зап. опыт не­на­сильств. ак­ций. Идея Н. яв­ля­ет­ся нор­ма­тив­ной кон­кре­ти­за­ци­ей зо­ло­то­го пра­ви­ла нрав­ст­вен­но­сти. Она при­сут­ст­ву­ет во всех сфор­ми­ро­вав­ших­ся на за­ре ци­ви­ли­за­ции куль­ту­рах и ре­ли­ги­ях, за­ни­ма­ет центр. ме­сто в уче­ни­ях джай­низ­ма и буд­диз­ма. В ев­роп. куль­ту­ру она прив­не­се­на еван­гель­ской На­гор­ной про­по­ве­дью, в ко­то­рой идея не­про­тив­ле­ния злу со­став­ля­ет смы­сло­вой центр: «Вы слы­ша­ли, что ска­за­но: око за око и зуб за зуб. А Я го­во­рю вам: не про­тивь­ся зло­му. Но кто уда­рит те­бя в пра­вую ще­ку твою, об­ра­ти к не­му и дру­гую... Вы слы­ша­ли, что ска­за­но: "лю­би ближ­не­го твое­го и не­на­видь вра­га твое­го". А Я го­во­рю вам: лю­би­те вра­гов ва­ших» (Мф. 5:38–39, 43–44). Од­на­ко по­сле­дую­щи­ми эпо­ха­ми идея не­про­тив­ле­ния злу не бы­ла вос­при­ня­та в пря­мом и обя­зы­ваю­щем зна­че­нии. Ко­рен­ное из­ме­не­ние в этом от­но­ше­нии, ко­гда Н. ста­ло по­ни­мать­ся как пер­во­прин­цип мо­ра­ли, не до­пус­каю­щий ни­ка­ких ис­клю­че­ний за­кон по­ве­де­ния, свя­за­но пре­ж­де все­го с име­на­ми Л. Н. Тол­сто­го, М. К. Ган­ди, М. Л. Кин­га. Тол­стой счи­тал, что в ос­но­ве всех ве­ли­ких ре­лиг. и фи­лос. жиз­не­уче­ний ле­жит за­кон люб­ви и что он при­об­ре­та­ет дей­ст­вен­ность в ка­че­ст­ве не­про­тив­ле­ния злу. Ган­ди ис­тол­ко­вы­вал Н. как оп­ре­де­ляю­щую ос­но­ву об­ществ. жиз­ни и раз­ра­бо­тал прак­тич. так­ти­ку не­на­сильств. борь­бы за нац. не­за­ви­си­мость Ин­дии, вве­дя для её обо­зна­че­ния тер­мин «сатья­гра­ха» (букв. – твёр­дость в ис­ти­не). Фи­ло­со­фию и прак­ти­ку Ган­ди ус­пеш­но ис­поль­зо­вал Кинг в борь­бе амер. нег­ров за гражд. пра­ва. Её прин­ци­пы он сфор­му­ли­ро­вал в ра­бо­те «Па­лом­ни­че­ст­во к не­на­си­лию» («Stride toward freedom», 1958): 1) Н. есть борь­ба, со­про­тив­ле­ние, путь силь­ных лю­дей; 2) оно апел­ли­ру­ет к ра­зу­му и со­вес­ти про­тив­ни­ка; 3) на­прав­ле­но про­тив зла, а не лю­дей, ко­то­рые со­тво­ри­ли это зло; 4) пред­по­ла­га­ет при­ни­мать стра­да­ния без воз­мез­дия; 5) тре­бу­ет из­бе­гать не толь­ко внеш­не­го, но и внут­рен­не­го на­си­лия ду­ха, что­бы по­бе­ж­дать про­тив­ни­ка лю­бо­вью; 6) ис­хо­дит из ве­ры в спра­вед­ли­вость ми­ро­зда­ния.

Н. пред­став­ля­ет со­бой ак­тив­ное про­ти­во­стоя­ние злу и не­спра­вед­ли­во­сти. Его нель­зя сво­дить в лич­ном пла­не к тру­со­сти, в со­ци­аль­ном пла­не к пас­сив­но­му сми­ре­нию. На си­туа­цию зла и не­спра­вед­ли­во­сти воз­мож­ны от­вет­ные ре­ак­ции трёх ти­пов: по­кор­ность, на­силь­ст­вен­ное со­про­тив­ле­ние, не­на­силь­ст­вен­ная борь­ба. Н. – по­ст­на­силь­ст­вен­ная ста­дия борь­бы за спра­вед­ли­вость. По сво­ему цен­но­ст­но­му ста­ту­су и эф­фек­тив­но­сти оно вы­ше, чем от­вет­ное на­си­лие, по­доб­но то­му как по­след­нее вы­ше, чем по­кор­ность.

Ана­лиз тео­рии и прак­ти­ки Н. в 20 в. по­зво­ля­ет раз­гра­ни­чи­вать Н. как об­щий этич. прин­цип и как осо­бую про­грам­му прак­тич. дея­тель­но­сти. В пер­вом слу­чае Н. вы­сту­па­ет в ка­че­ст­ве без­ус­лов­ного за­пре­та, не­га­тив­но очер­чи­ваю­ще­го про­стран­ст­во мо­ра­ли. Во вто­ром – яв­ля­ет­ся соз­на­тель­но куль­ти­ви­руе­мой кон­крет­ной про­грам­мой, на­прав­лен­ной на раз­ре­ше­ние тех кон­флик­тов, ко­то­рые обыч­но бы­ло при­ня­то ре­шать с по­мо­щью разл. форм нрав­ст­вен­но санк­цио­ни­ро­ван­но­го на­си­лия; оно при­об­ре­та­ет кон­крет­ный вид в за­ви­си­мо­сти от при­ро­ды кон­флик­тов, под­ле­жа­щих раз­ре­ше­нию (кон­фликт ме­ж­ду на­ро­да­ми или со­ци­аль­ны­ми груп­па­ми, меж­лич­но­ст­ные кон­флик­ты и т. д.).

Вернуться к началу