КУМА́РИЛА БХА́ТТА
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КУМА́РИЛА БХА́ТТА (ок. 7 в.), инд. религ. деятель и философ, один из крупнейших представителей мимансы наряду с Прабхакарой Мишрой. Основатель школы бхатта. С именем К. Б. связаны мн. стороны возрождения брахманизма, и прежде всего победа «ортодоксии» (астика) над буддизмом, непримиримым врагом которого К. Б. оставался на протяжении всей жизни. Осн. сочинения – «Шлокаварттика» («Критическое разъяснение в шлоках»), «Тантраварттика» («Критическое разъяснение учения»), «Туптика» («Малое толкование») и «Брихаттика» («Большое толкование») – представляют собой комментарии на «Миманса-сутры», а также «Миманса-сутра-бхашью» Шабарасвамина.
В острой полемике с буддистами К. Б. отстаивал непогрешимость Вед как единственного источника знания о дхарме: все без исключения истинные положения, напр. Ману законы, восходят к Откровению (Шрути), содержащемуся в ведийских текстах. Если же ведийский аналог обнаружить не удаётся, это означает лишь то, что он утерян. К. Б. критиковал буддийское учение о всезнании будд и бодхисаттв, противопоставляя ему тезис о ведийском тексте, который в силу отсутствия у него автора содержит универсальное и абсолютно истинное знание. С именем К. Б. связана концепция сватах-праманья – априорной самодостоверности всех видов познания, ибо истинность сама по себе не требует проверки – доказывать необходимо лишь наличие ошибки, допущенной в том или ином частном случае. Если бы знание не было истинным само по себе, то один его вид приходилось бы обосновывать посредством другого, другой – с помощью третьего, и так до бесконечности. В контексте антибуддийской полемики К. Б. отстаивал и традиционную для реалистич. школ концепцию восприятия (пратьякша), считая вслед за вайшешиком Прашастападой, что восприятие протекает в два этапа: сначала индрии запечатлевают предмет, затем происходит его концептуализация (кальпана). Одновременно К. Б. отрицал признаваемую некоторыми ортодоксальными школами возможность экстраординарного восприятия, т. е. тезис о том, что душа, достигшая освобождения (мокша), может созерцать настоящее и будущее. Филос. построения К. Б. нацелены на обоснование брахманистского ритуала в противовес всем иным формам религиозности: мокша признаётся лишь как конечная цель обряда. Отвергая буддийские и джайнские представления об ахимсе, К. Б. считал допустимым ритуальное убийство животных.
Несмотря на победу брахманистской ортодоксии над буддизмом, в произведениях К. Б. звучит явный пессимистич. мотив, связанный с его резко отрицат. отношением к остальным ортодоксальным школам, таким как санкхья, йога, вишнуизм, шиваитская пашупата, чуждым брахманистской традиции. Он с горечью отмечал, что потеря Шрути происходит постоянно, ибо остаётся всё меньше людей, которым доступен смысл этих священных текстов.