ВАН ФУЧЖИ́
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВАН ФУЧЖИ́ (Ван Чуаньшань, Ван Эрнун, Ван Цзянчжай) (7.10.1619, Хэнъян, у. Хэнчжоу – 18.2.1692, Шичуаньшан, пров. Хунань), кит. философ и учёный-энциклопедист, представитель неоконфуцианства. Из высокообразованной семьи, в 1642 получил учёную степень цзюй жэнь.
Подобно двум другим крупнейшим кит. мыслителям 17 в., Хуан Цзунси и Гу Яньу, В. Ф. участвовал в вооруж. сопротивлении маньчжурам, вторгшимся в Китай, а после воцарения в Пекине в 1648–50 иноземной династии Цин – в деятельности на юге страны антицинского правительства во главе с минским принцем Чжу Юланом (Гуй-ваном). После его падения вернулся на родину, в пров. Хунань, и провёл там оставшуюся часть жизни в уединении.
Спектр интересов В. Ф. необычайно широк: философия (помимо конфуцианской даосская и буддийская), история, лит-ра, естеств. науки, в т. ч. начинавшие проникать с Запада. Из его более чем 100 работ обнаружено и опубликовано ок. 70 (первое собр. соч. увидело свет только в 1866). В числе важнейших его сочинений комментарии к канонам «И цзин» (1656 и 1686), «Шу цзин», «Ши цзин» (оба после 1656), «Четверокнижие» (1666), «Дао дэ цзин» (1656–73) и «Чжуан-цзы» (1680), к «Исправлению невежественной незрелости» Чжан Цзая (1680) и «Всеобщему зерцалу [истории]» Сыма Гуана (1688), а также «Сян цзун ло со» («Основы [вероучения буддийской] школы [фа-]сян», 1682), «Сы вэнь лу» («Записи размышлений и вопросов», до 1680), «Хуан шу» («Жёлтая книга», 1656), «Э мэн» («Зловещий сон», 1683).
Вслед за Чжан Цзаем В. Ф. развил учение о «Великой пустоте» как изначальной реальности, всеобъемлющем вместилище единой и неуничтожимой субстанции – «пневмы» (ци), которая, динамически трансформируясь, сгущаясь и разрежаясь, образует всё многообразие «тьмы вещей». В противоположность доминировавшей неоконфуцианской школе Чэн И – Чжу Си В. Ф. подчёркивал первоосновной характер пневмы: без неё ни «принципы», ни «Небо», ни «сердце» не существуют. Из имманентно присущей пневме динамичности вытекала критика сформулированного Чжоу Дуньи принципа главенства покоя над движением, восходящего к даосизму и упрочившегося благодаря буддизму. Признавая покой производным от движения, их взаимодействие В. Ф. соотносил с универсальными мироустроительными силами инь и ян (воплощением их единства выступает у В. Ф. дао): «В движении рождается ян – это движение движения. В покое рождается инь – это покой движения».
Выдвинув тезис о «присутствии небесных принципов в человеческих желаниях», В. Ф. тем самым солидаризировался с Хуан Цзунси и Гу Яньу в признании «законного» характера частных интересов, чувственных желаний и стремлений к пользе/выгоде, представляющих в человеческой психике («сердце») начало инь, которое должно быть подчинено началу ян (его представляют в человеческом «сердце» небесные принципы и стремление к должной справедливости). В гос. власти В. Ф. видел руководящую силу, возвышающую всё индивидуальное и эгоистическое до уровня всеобщих и альтруистич. небесных принципов. Исходя из этой предпосылки и последоват. монархизма, В. Ф. полагал более полезной систему централизованных округов и уездов, нежели децентрализованных феодов, выступая в этом как прямой антагонист Хуан Цзунси. В др. кардинальном пункте теоретич. полемики той эпохи – вопросе о приоритете людей или законов – В. Ф., напротив, занимал компромиссную позицию, отстаивая одинаковую важность тех и других и примиряя т. о. Хуан Цзунси с Гу Яньу.
Как самый последоват. апологет тотального эволюционизма («в Поднебесной есть незыблемые принципы, но нет незыблемых законов», «в превращениях Неба и земли ежедневны обновления») В. Ф. во 2-й пол. 19 в. был поднят на щит идеологами кит. реформаторства Кан Ювэем, Лян Цичао (1873–1923) и Тань Сытуном.