МАШО́ ГИЛЬОМ ДЕ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАШО́ Гильом де (Гильом де Машо, Guillaume de Machaut, Machault) (ок. 1300, Машо, близ Реймса – апрель 1377, Реймс), французский поэт и композитор, важнейший представитель музыкально-исторического периода арс нова. С 1323 писец, секретарь, затем придворный («familier», букв. – свой человек) короля Яна Люксембургского, сопровождал его в разъездах и воен. походах (в т. ч. в Литву, 1327–29). Вероятно, по ходатайству короля М. с 1330 получал церковные бенефиции в разл. церквах Франции. В 1337–77 каноник в кафедральном соборе Реймса (вместе со своим братом Жаном, каноником с 1355); за годы службы переболел чумой (во время эпидемии 1348–49) и пережил 2-месячную осаду англ. войск (1359–60). В должности каноника имел возможность отлучаться со службы; благодаря дочери короля Бонне Люксембургской вошёл в высшие круги франц. общества, был знаком с её мужем королём Иоанном II Добрым, их сыновьями Карлом V Мудрым и Филиппом Храбрым. Эти и др. франц. аристократы выступали заказчиками поэтич. и муз. сочинений М. В круг общения М. входили, вероятно, Филипп де Витри, Ж. Фруассар, Э. Дешан (он называл М. «земным богом гармонии») и, возможно, Дж. Чосер. В 1360-е гг. М. неожиданно увлёкся юной поклонницей своего таланта Перонной д’Армантьер (которую называл «Tout-belle» – «всепрекрасная»), что отразилось в его сочинениях. В последние годы жизни редактировал и упорядочивал полное собрание своих рукописей (с богатыми иллюстрациями) для патронов, благодаря чему наследие М. прекрасно сохранилось.
В своём творчестве М. «объединил лучшее в искусстве двух миров – устного и книжного» (М. А. Сапонов). Продолжая традиции труверов Жанно де Лескюреля и Адама де ла Аля, возвысил франц. песню, ранее бытовавшую в устной среде, до уровня «композиторской» проф. музыки. С именем М. связывается взлёт популярности «ди» (dit, букв. «сказание») – литературного жанра, совмещающего поэзию и прозу различного содержания (лирического, морализующего, сатирического, дидактического и т.д.), иногда с музыкальными вставками. Манифестацией творч. кредо М. стал стихотв. Пролог к «Сказанию о саде» («Dit dou vergier», 1330-е гг.), написанный ок. 1371, – первый образец поэтики на франц. яз.; в нём М. описал традиц. поэтич. жанровые формы, представил поэзию как часть риторики, рассмотрел вопросы, касающиеся музыки. Среди др. поэтич. произведений М. важное место занимают: «Правдивое сказание» («Voir dit», ок. 1364), содержащее ценные автобиографич. заметки, 8 муз. вставок, а также письма к Перонне, в которых он обсуждает технику композиции, особенности восприятия и детали интерпретации собств. сочинений; поэма «Снадобье Фортуны» («Remède de Fortune», до 1342) с 9 пьесами, представляющими собой полный реестр лирич. муз. жанров (форм). Творчество М. оказало огромное влияние на франц. поэтов 14–16 вв.: Ж. Фруассара, Э. Дешана, Кристину Пизанскую, А. Шартье, Карла Орлеанского и др.
Музыка М. изысканна и разнообразна. Его 4-голосная месса (т. н. месса Нотр-Дам – «во славу Богородицы»; 1-я пол. 1360-х гг.) – первая в истории авторская месса (т. е. написанная одним композитором на полный текст ординария). Некоторые из его ле (всего 19) достигают значительных (сравнимых с мессой) масштабов, напр. «Ле об источнике» («Lay de la fonteinne»), где начальное куртуазное обращение к Прекрасной Даме переходит в молитву к «другой Даме» – Богородице, и «Ле об умиротворении» («Lay de confort»). Виреле (всего 33), баллады (42) и рондó (21) – одноголосные (по традиции) или 2–4-голосные; среди самых известных: виреле «О, нежная милая дама» («Douce dame jolie») и «Останусь предан Вам» («Foy porter»); рондо «Мой конец – моё начало» («Ma fin est mon commencement»; образец ракоходного канона) и «Семнадцать, пять, тринадцать, четырнадцать и пятнадцать» («Dix et sept, cinq, trese, quatorse et quinse»; текст заключает в себе анаграмму RENOP [PERON], имени подруги поэта); баллады «Из всех цветов» («De toutes flours») и «Дама, в которой вся моя радость» («Dame, de qui toute ma joie»; обе – из «Снадобья Фортуны»). Для исполнения светских пьес М. предполагал участие муз. инструментов, однако в нотных рукописях названия инструментов не обозначены. М. принадлежат также 22 (или 23) политекстовых (на лат., франц., на том и другом языках одновременно) 3–4-голосных мотета; это наиболее сложная для восприятия часть его наследия. В большинстве мотетов формообразующее значение имеет изоритмия. Эта техника композиции применена также в частях мессы, в гокете «Давид» и даже в песенных жанрах [пан-изоритмия в балладе «Если любовь не принуждает» («S’Amours ne fait par»)]. На основе муз. сочинений М. совр. наука формирует свои представления о принципах и категориях старомодальной гармонии; в них же [напр., в рондо «Пусть я в забвеньи» («Puis qu'en oubli»)] обнаруживаются новаторские черты в рамках старинной тональности (прототональности), для которой характерны трактовка терцовых структур как несовершенных диссонансов, легко узнаваемые на слух их разрешения в совершенный консонанс квинтоктавы.