Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

21 век

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2019 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. И. Савенко

21 век

Композиторское творчество. В области академической музыки продолжают свою деятельность представители старшего поколения С. А. Губайдулина, Р. К. Щедрин, С. М. Слонимский; первые двое живут в Германии. Композиторы среднего поколения, заявившие о себе ещё в 1970–80-е гг., тоже воспринимаются как мастера, в их числе – В. П. Артёмов, А. К. Вустин, В. А. Екимовский, Ф. К. Караев, Ю. С. Каспаров, А. А. Кнайфель, В. А. Кобекин, М. Г. Коллонтай, В. И. Мартынов, В. Г. Тарнопольский (создатель Центра современной музыки Московской консерватории). Некоторые из них входили (или продолжают входить) в Ассоциацию современной музыки (АСМ-2), которая к нач. 2010-х гг. стала фактически одной из структур Союза композиторов. Среди композиторов более молодого поколения, появившихся на публичной сцене в основном в 1990-е гг., – минималист П. В. Карманов, последователь концептуализма композитор и пианист И. Г. Соколов. Продолжает свою деятельность творческо-производственное объединение «Композитор» (основано в 1994 музыкальным критиком и композитором П. Г. Поспеловым), продуцирующее коллективные опусы (в их числе – постмодернистский мультимедийный проект «Страсти по Матфею-2000»). В 2005 шестеро композиторов (Д. А. Курляндский, А. С. Сюмак, Б. Филановский и др.) объединилась в группу СоМа («СОпротивление МАтериала», она же «Structural resistance group», StRes), объявившую самым важным для музыкального произведения «коммуникацию» (эта идея определила склонность членов СоМа к разнообразным сочетаниям музыки и др. видов искусства). Опус Курляндского «Сокровенный человек» (по А. П. Платонову) удостоен гран-при международного конкурса «Gaudeamus» в Нидерландах (2003). Состоялись мировые премьеры опер «Франциск» С. П. Невского (Большой театр, 2012, премия «Золотая маска», 2014), «Носферату» Курляндского (Пермский театр оперы и балета, 2014). В 2007 прошла презентация группы молодых московских композиторов «Пластика звука» («Sound Plasticity»). Стремление объединяться и излагать свои идеи в виде манифестов указывает на авангардную традицию, которую молодые композиторы надеются возродить, в противовес недавнему увлечению минимализмом, новой простотой и ретро-стилями. Их в первую очередь интересуют исследование звука, с сильным креном в сторону шумового спектра (включая электронику), нетрадиционное звукоизвлечение, использующее периферийные возможности музыкальных инструментов (т. н. расширенный инструментализм), а также сфера мультимедиа.

Музыкальная жизнь. Исполнительство. Заметное место в концертной жизни страны заняли масштабные фестивальные проекты, ориентированные в первую очередь на классический репертуар. Среди них первенствует Пасхальный фестиваль под руководством В. А. Гер­гие­ва (2002), который проводится в Москве, Санкт-Петербурге и др. городах РФ. Сохранились фестивали академической музыки «Московская осень» и «Петербургская музыкальная весна» (существует с 1965), которые ныне выглядят значительно скромнее, чем прежде, проходят главным образом в камерных залах, но зато приобрели статус международных. Официальную поддержку в 2000-е гг. начали получать проекты и иного рода. Среди них – Международный фестиваль-школа «Территория» (TERRITORIЯ, с 2006), представляющий «экспериментальные произведения современного сценического искусства и смежных с ним жанров», а также фестивали собственно новой музыки. Лучший из них – «Московский форум» (проводится с 1994 в Московской консерватории, с 2013 пользуется поддержкой Министерства культуры РФ). В 2009 Московская филармония дала старт фестивалю актуальной музыки «Другое пространство» (в 2018 прошёл в шестой раз). Базовый ансамбль «Московского форума» – «Студия новой музыки» (1993, художественный руководитель фестиваля и студии – В. Г. Тарнопольский). Продолжает активно выступать Московский ансамбль современной музыки (1990, основан Ю. С. Каспаровым). В числе др. коллективов: ансамбль «4’33» под руководством скрипача А. Г. Айги (1994), оркестр «Персимфанс» под руководством пианиста П. Э. Айду (2009), ГАМ (Галерея актуальной музыки), связанный с фестивалем «Другое пространство», подобные ансамбли в Новосибирске, Нижнем Новгороде и др. В числе известных музыкантов – пианист и композитор А. А. Батагов.

За последние десятилетия сформировались по меньшей мере два поколения молодых музыкантов, владеющих техниками нового инструментализма и участвующих в соответствующих проектах. Аналогичная тенденция обозначилась и в сфере аутентичного исполнительства. Проводятся многочисленные конкурсы, статус наиболее предствительного из них в области академического исполнительства сохраняет Международный конкурс му­зы­кан­тов-исполниителей имени П. И. Чайковского.

В числе известнейших музыкантов-исполнителей нач. 21 в., продемонстрировавших своё мастерство на отечественной и зарубежной сцене, – дирижёры Т. Курентзис, Т. Т. Сохиев, В. М. Юровский, певицы Х. Л. Герзмава, А. Ю. Нетребко, пианисты Н. Л. Луганский, Д. Л. Мацуев, скрипач В.В. Репин.

Лит: Тарнопольский В. Травма постмодерна // Постмодернизм в контексте современной культуры. М., 2009; Молодые российские композиторы / Ред.-сост. Я. Тимофеев, Е. Мусаелян. М., 2010; Дубинец Е. Моцарт отечества не выбирает. О музыке современного русского зарубежья. М., 2016; Органы России: энциклопедия /Авт.-сост. Е. Д. Кривицкая, П. Н. Кравчун. 2-е изд. М., 2016; Парфёнова И. Н. Большой театр России в биографиях музыкантов. М., 2018; Парфёнова И. Н. Большой театр России в биографиях артистов хора. М., 2019.

Вернуться к началу