Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОБЕ́КИН ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2016 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Л. Черноморская

КОБЕ́КИН Владимир Александрович (р. 22.7.1947, Березники Пермской обл.), рос. композитор, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1987). В 1971 окончил Ленингр. конс. (класс С. М. Слонимского). Преподавал в Уральской конс. в Свердловске (Екатеринбурге; 1971–1980, 1992–2010, проф. с 2008). Председатель (1992–95), затем сопредседатель (2001–06; совм. с Л. И. Гуревичем) Уральского отд. СК России, в 1995–2001 секретарь СК России (куратор региона Урала и Зауралья). В творчестве центр. место занимают произведения для муз. театра, большая часть опер поставлена на рос. и герм. сценах. Для многих сочинений характерны масштабность замыслов, символичность образов. С сюжетами Священного Писания связаны оперы «Молодой Давид» (Новосибирский театр оперы и балета, 1998; пр. «Золотая маска», 2000) и «Моисей» (1999, Москва), симфония «Голгофа» для камерного оркестра (1998), «Кортеж Трёх Царей» (2001) для симфонич. оркестра, «Несение Креста» для струнных, 2 фп. и литавр (1991), «Токката камней» («Время собирать камни и время разбрасывать камни») для струнного оркестра и альт-саксофона ad libitum (2001), «Плач Иеремии» для альт-саксофона и ноты ре в записи (2002) и др. Целый ряд сочинений вдохновлён выдающимися произведениями мировой литературы: оперный триптих «Пророк» (либр. К. по мотивам «Маленьких трагедий» А. С. Пушкина, Свердловский театр оперы и балета, 1984; Гос. пр. СССР, 1987), оперы «Н. Ф. Б.» (либр. К. по роману Ф. М. Достоевского «Идиот»; 1995, Локкум, Германия) и «Холстомер» (либр. К. по рассказу Л. Н. Толстого, Камерный муз. театр им. Б. А. Покровского, Москва, 2012; пр. «Золотая маска», 2014), «Вариации на тему Федерико Гарсия Лорки» для фп. с оркестром (1985), муз. драма «Белая гвардия» (по роману М. А. Булгакова, 2012, Екатеринбургский театр муз. комедии). Стилистика мн. симфонических и камерно-инструментальных произведений определяется разработанной композитором теоретической концепцией новой мелодики («мелопеи»), характеризуется первостепенным значением мелодии, стремлением к выявлению скрытого потенциала монодии путём ограничения воздействия остальных выразительных средств, что приближает ряд произведений к идеям минимализма («Песнь Песней» для контратенора, 2 сопрано и инструментального ансамбля, 1996, и др.). Среди др. соч.: оперы – «Лебединая песнь» (либр. К. по одноим. драматич. этюду А. П. Чехова), «Дневник сумасшедшего» (либр. К. по одноим. повести Лу Синя; обе – Москва, 1980), «Сапожки» (либр. К. по одноим. рассказу В. М. Шукшина, Свердловское ТВ, 1982), «Пугачёв» (либр. К. по поэме С. А. Есенина, Ленинград, 1983), «Игра про Макса-Емельяна, Алёну и Ивана» (либр. композитора по поэме С. И. Кирсанова, Москва, 1989), «Колдовская сказка» (для детей, 1992, Екатеринбург), «Александр Македонский» [по одноим. рассказу П. А. Ойунского, Театр оперы и балета Республики Саха (Якутия), 2006], «Кудангса Великий» (там же, 2007; пр. «Золотая маска» «за создание современного спектакля на основе национального эпоса», 2009), «Маргарита» (по мотивам нем. нар. легенд о докторе Фаусте, Саратовский театр оперы и балета, 2007; пр. «Золотая маска», 2008), «Гамлет (датский) (российская) комедия» (либр. К. по одноим. пьесе А. В. Застырца, Муз. театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, 2008; пр. «Золотая маска», 2010), «Сказки Андерсена» («Принцесса и свинопас», для детей, Москва, 2011); для оркестра – Симфония в трёх песнях (1986), симфонич. картины «Всадник» (2003); «Бесы. 7-е сентября» (2006), «Золотые купола» (2007), инструментальные концерты, фп. соната «Феофан Грек» (1991). Режиссёрскими дебютами К. стали постановки в 1991 в Екатеринбурге его опер «Шут и король» (на собств. либр. по М. де Гельдероду) и «Счастливый принц» (по О. Уайльду). Помимо многочисл. фестивалей в городах России, произведения К. исполнялись в Великобритании, Германии, Канаде, Финляндии, Франции, Чехии. Разработал авторский курс «Основы мелодики» для студентов-композиторов, на базе которого написаны науч. труды «Энергия музыкальных структур» (2003), «Пространство творчества: излучения и перезвоны» (2005).

Вернуться к началу