ХИСАИ́СИ ДЗЁ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ХИСАИ́СИ (англ. Hisaishi) Дзё (псевдоним; настоящее имя Фудзисава Мамору) (р. 6.12.1950, Накано, префектура Нагано), японский композитор. С 1969 учился в частном музыкальном колледже Кунитати (Токио) по классу композиции Такэо Ватанабэ. В 1973 стажировался как композитор у Масару Сато (известного своей музыкой к фильмам А. Куросавы). Первый успех к Хисаиси пришёл в 1974 с выходом озвученного им анимационного сериала «Первый человек Гиатрус» (по комиксам Сюндзи Соноямы, популярным в Японии). В дальнейшем приобрёл мировую известность как автор музыки к фильмам (всего более 100). Наиболее популярны работы Хисаиси в анимационных фильмах режиссёра Х. Миядзаки: «Навсикая из Долины ветров» (1984), «Небесный замок Лапута» (1986), «Мой сосед Тоторо» (1988), «Порко Россо» (1992), «Принцесса Мононокэ» (1997), «Унесённые призраками» (2001), «Мэй и Кот-автобус» (2002), «Бродячий замок» (2004), «Рыбка Поньо» (2008), «Beтер крепчает» (2013). Сотрудничал и с другими известными японскими режиссёрами, в том числе с Т. Китано: фильмы «Сцены у моря» (1991), «Сонатина» (1993), «Ребята возвращаются» (1996), «Фейерверк» (1997), «Кикудзиро» (1999), «Брат якудза» (2000), «Куклы» (2002). В 2013 написал музыку к документальному фильму с уникальными глубоководными съёмками «Alien monster sharks» (режиссёр Д. Аттенборо, Би-Би-Си).
Основной эстетический вектор творчества Хисаиси – синтез европейской и дальневосточных музыкальных традиций. Выпустил более 15 сольных альбомов, в которых выступил как композитор, пианист и дирижёр. Часто использовал технику минимализма, экспериментировал с электроникой (см. Электронная музыка), иногда в его квази-академической музыке ощущается влияние И. Ф. Стравинского (периода «Весны священной») и С. В. Рахманинова. В аранжировках использовал классические европейские, а также традиционные восточные инструменты. Так, в альбоме «Asian X.T.C.» (2006) применён старинный китайский смычковый инструмент эрху, в популярных саундтреках к анимационным фильмам – тембры (в т. ч. электронные сэмплы) японских инструментов кото, сякухати, барабанов тайко и др. Неизменной в его композициях остаётся опора на ясную диатоническую или пентатоническую мелодию, расцвеченную европейской классико-романтической гармонией. В целом прикладная музыка Хисаиси, порой граничащая с банальностью, в связке с видеорядом и лирической драматургией анимационных фильмов создаёт атмосферу доверительной простоты, «детской» открытости (например, основные темы из фильмов «Мой сосед Тоторо» и «Принцесса Мононокэ»).