Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФУГА́ТО

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 642

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. В. Щербаков

ФУГА́ТО (итал. fugato, букв. – по­доб­но фу­ге), фор­ма по­ли­фо­ни­че­ской му­зы­ки; не­пол­ная фу­га. Для Ф. обя­за­тель­но на­ли­чие экс­по­зиц. раз­де­ла, ре­же – так­же и раз­ви­ваю­ще­го (фи­нал 2-го струн­но­го квар­те­та П. И. Чай­ков­ско­го). При этом, в от­ли­чие от фу­ги, Ф. не име­ет за­вер­шаю­ще­го раз­де­ла и пе­ре­хо­дит в по­сле­дую­щее по­строе­ние (обыч­но не­по­ли­фо­ни­че­ское). Ф. – фор­ма ме­нее стро­гая, чем фуга (не­по­сто­ян­ное чис­ло го­ло­сов; те­ма мо­жет ими­ти­ро­вать­ся час­тич­но, не все­гда по квар­там/квин­там и не во всех го­ло­сах и др.). Для Ф. ха­рак­тер­ны про­стые ви­ды ими­та­ций, но не ис­клю­ча­ют­ся и слож­ные кон­тра­пунк­тич. приё­мы. Встре­ча­ют­ся Ф. двой­ные, трой­ные (ред­кий при­мер – пя­тер­ное Ф. в ко­де фи­на­ла 41-й сим­фо­нии В. А. Мо­цар­та). Ф. все­гда пред­став­ля­ет со­бой раз­дел бо­лее круп­но­го це­ло­го; напр., в ин­ст­ру­мен­таль­ной му­зы­ке ти­пич­но по­яв­ле­ние Ф. в раз­ра­бот­ке со­нат­ной фор­мы (I часть 29-й фп. со­на­ты Л. ван Бет­хо­ве­на).

Вернуться к началу