ХИНАСТЕ́РА АЛЬБЕРТО
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ХИНАСТЕ́РА, Жинастера, Джинастера (Ginastera) Альберто (11.4.1916, Буэнос-Айрес – 25.6.1983, Женева), аргент. композитор, педагог и обществ. деятель. Один из крупнейших лат.-амер. композиторов 20 в. Окончил Конс. им. А. Вильямса (1935; класс композиции Х. Жиля) и Нац. конс. (1938; класс композиции Х. Андре, класс контрапункта Жиля) в Буэнос-Айресе. В 1941 посещал семинары А. Копленда в Буэнос-Айресе, в 1942 по его рекомендации получил стипендию Гуггенхейма и в 1945–47 жил в США, где среди прочего изучал амер. систему муз. образования. Из-за гос. цензуры, которой подвергались сочинения Х. (в частности, «ввиду навязчивых упоминаний секса, насилия и галлюцинаций» была запрещена его опера «Бомарцо»), в 1960-е гг. стал всё больше времени проводить за пределами Аргентины, а с 1971 постоянно жил в Женеве.
До сер. 1950-х гг. был сторонником опоры на нац. традиции, пройдя путь от прямых фольклорных заимствований и муз. стилизации к языку, оперирующему фольклором как порождающей символич. структурой на абстрактном уровне, в рамках неоклассич. форм (Соната № 1 для фп. op. 22, 1952; Концертные вариации op. 23, 1953; симфонич. пастораль «Пампеана № 3» op. 24, 1954, 2-я ред. 1967). В 1942–58 написал музыку к 10 кинофильмам. В дальнейшем под влиянием совр. европ. музыки усвоил серийную технику, экспериментировал с расширенными приёмами игры на инструментах, алеаторикой, пуантилизмом, «тембровыми» мелодиями (Струнный квартет № 2 op. 26, 1958, 2-я ред. 1968; Фп. концерт № 1 op. 28, 1961; Фп. квинтет op. 29, 1963; Скрипичный концерт op. 30, 1963). Существенное место в работах этого периода занимают оперы «Дон Родриго» (1964, Буэнос-Айрес), «Бомарцо» (1967) и «Беатриче Ченти» (1971; обе – Вашингтон), по муз. стилистике близкие «Воццеку» А. Берга и «Узнику» Л. Даллапикколы. В 1968–1971 пережил творч. кризис. Выходу из него способствовал брак (1971) с виолончелисткой Авророй Натола (1923–2009), для которой Х. написал ряд сочинений, включая Виолончельный концерт № 2 op. 50 (1981). Позднее творчество в целом отмечено лирич. характером, опорой на постсерийную технику (серийное мышление без использования априорно заданных серий), интертекстуальностью (Струнный квартет № 3 op. 40, 1973; Серенада op. 42, 1973; пассионы «Turbae ad passionem gregorianam» для солистов, хоров и оркестра op. 43, 1974). В последние годы жизни – отчасти в связи со снятием запрета на исполнение его музыки в Аргентине, отчасти (под влиянием П. Касальса) в связи с обращением к каталонским корням – Х. вернулся к нац. муз. традициям (латиноамериканским – в цикле симфонич. фресок «Пополь-Вух» op. 44, 1975–83, не завершён; каталонским – в симфонич. сюите «Глоссы на темы Пабло Касальса» op. 46, 1976, 2-я ред. 1978).
Х. – видный педагог и реформатор муз. образования в Аргентине. Заведовал кафедрой музыки в Нац. воен. академии им. генерала Х. де Сан-Мартина (1941–45); преподавал муз.-теоретич. дисциплины в Нац. конс. в Буэнос-Айресе (1941–58); учредил «Лигу композиторов» (1947); основал ф-т искусств и муз. исследований при Католич. ун-те Аргентины и был его деканом (1958–1963); был учредителем и руководителем конс. в Ла-Плате (1948–63, с перерывом); руководил Лат.-амер. центром высших муз. исследований (1963–1971). Среди учеников – композиторы А. Пьяццолла, В. де лос Риос, А. Ланса, Х. Гандини.