Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХИНАСТЕ́РА АЛЬБЕРТО

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 78

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Стеклова

ХИНАСТЕ́РА, Жи­на­сте­ра, Джи­на­сте­ра (Gi­nastera) Аль­бер­то (11.4.1916, Бу­энос-Ай­рес – 25.6.1983, Же­не­ва), ар­гент. ком­по­зи­тор, пе­да­гог и об­ществ. дея­тель. Один из круп­ней­ших лат.-амер. ком­по­зи­то­ров 20 в. Окон­чил Конс. им. А. Виль­ям­са (1935; класс ком­по­зи­ции Х. Жи­ля) и Нац. конс. (1938; класс ком­по­зи­ции Х. Ан­д­ре, класс кон­тра­пунк­та Жи­ля) в Бу­энос-Ай­ре­се. В 1941 по­се­щал се­ми­на­ры А. Ко­п­лен­да в Бу­энос-Ай­ре­се, в 1942 по его ре­ко­мен­да­ции по­лу­чил сти­пен­дию Гуг­ген­хей­ма и в 1945–47 жил в США, где сре­ди про­че­го изу­чал амер. сис­те­му муз. об­ра­зо­ва­ния. Из-за гос. цен­зу­ры, ко­то­рой под­вер­га­лись со­чи­не­ния Х. (в ча­ст­но­сти, «вви­ду на­вяз­чи­вых упо­ми­на­ний сек­са, на­си­лия и гал­лю­ци­на­ций» бы­ла за­пре­ще­на его опе­ра «Бо­мар­цо»), в 1960-е гг. стал всё боль­ше вре­ме­ни про­во­дить за пре­де­ла­ми Ар­ген­ти­ны, а с 1971 по­сто­ян­но жил в Же­не­ве.

До сер. 1950-х гг. был сто­рон­ни­ком опо­ры на нац. тра­ди­ции, прой­дя путь от пря­мых фольк­лор­ных за­им­ст­во­ва­ний и муз. сти­ли­за­ции к язы­ку, опе­ри­рую­ще­му фольк­ло­ром как по­ро­ж­даю­щей сим­во­лич. струк­ту­рой на аб­ст­ракт­ном уров­не, в рам­ках не­оклас­сич. форм (Со­на­та № 1 для фп. op. 22, 1952; Кон­церт­ные ва­риа­ции op. 23, 1953; сим­фо­нич. пас­то­раль «Пам­пеа­на № 3» op. 24, 1954, 2-я ред. 1967). В 1942–58 на­пи­сал му­зы­ку к 10 ки­но­филь­мам. В даль­ней­шем под влия­ни­ем совр. ев­роп. му­зы­ки ус­во­ил се­рий­ную тех­ни­ку, экс­пе­ри­мен­ти­ро­вал с рас­ши­рен­ны­ми приё­ма­ми иг­ры на ин­ст­ру­мен­тах, алеа­то­ри­кой, пу­ан­ти­лиз­мом, «тем­бро­вы­ми» ме­ло­дия­ми (Струнный квар­тет № 2 op. 26, 1958, 2-я ред. 1968; Фп. кон­церт № 1 op. 28, 1961; Фп. квин­тет op. 29, 1963; Скри­пич­ный кон­церт op. 30, 1963). Су­ще­ст­вен­ное ме­сто в ра­бо­тах это­го пе­рио­да за­ни­ма­ют опе­ры «Дон Род­ри­го» (1964, Бу­энос-Айрес), «Бо­мар­цо» (1967) и «Бе­ат­ри­че Чен­ти» (1971; обе – Ва­шинг­тон), по муз. сти­ли­сти­ке близ­кие «Воц­це­ку» А. Бер­га и «Уз­ни­ку» Л. Дал­ла­пик­ко­лы. В 1968–1971 пе­ре­жил творч. кри­зис. Вы­хо­ду из не­го спо­соб­ст­во­вал брак (1971) с вио­лон­че­ли­ст­кой Ав­ро­рой На­то­ла (1923–2009), для ко­то­рой Х. на­пи­сал ряд со­чи­не­ний, вклю­чая Вио­лон­чель­ный кон­церт № 2 op. 50 (1981). Позд­нее твор­че­ст­во в це­лом от­ме­че­но ли­рич. ха­рак­те­ром, опо­рой на пост­се­рий­ную тех­ни­ку (се­рий­ное мыш­ле­ние без ис­поль­зо­ва­ния ап­ри­ор­но за­дан­ных се­рий), ин­тер­тек­сту­аль­но­стью (Струн­ный квар­тет № 3 op. 40, 1973; Се­ре­на­да op. 42, 1973; пас­сио­ны «Turbae ad passionem gregorianam» для со­лис­тов, хо­ров и ор­ке­ст­ра op. 43, 1974). В по­след­ние го­ды жиз­ни – от­час­ти в свя­зи со сня­ти­ем за­пре­та на ис­пол­не­ние его му­зы­ки в Ар­ген­ти­не, от­час­ти (под влия­ни­ем П. Ка­саль­са) в свя­зи с об­ра­ще­ни­ем к ка­та­лон­ским кор­ням – Х. вер­нул­ся к нац. муз. тра­ди­ци­ям (ла­ти­но­аме­ри­кан­ским – в цик­ле сим­фо­нич. фре­сок «По­поль-Вух» op. 44, 1975–83, не за­вер­шён; ка­та­лон­ским – в сим­фо­нич. сюи­те «Глос­сы на те­мы Паб­ло Ка­саль­са» op. 46, 1976, 2-я ред. 1978).

Х. – вид­ный пе­да­гог и ре­фор­ма­тор муз. об­ра­зо­ва­ния в Ар­ген­ти­не. За­ве­до­вал ка­фед­рой му­зы­ки в Нац. во­ен. ака­де­мии им. ге­не­ра­ла Х. де Сан-Мар­ти­на (1941–45); пре­по­да­вал муз.-тео­ре­тич. дис­ци­п­ли­ны в Нац. конс. в Бу­энос-Айре­се (1941–58); уч­ре­дил «Ли­гу ком­по­зи­то­ров» (1947); ос­но­вал ф-т ис­кусств и муз. ис­сле­до­ва­ний при Ка­то­лич. ун-те Ар­ген­ти­ны и был его де­ка­ном (1958–1963); был уч­ре­ди­те­лем и ру­ко­во­ди­те­лем конс. в Ла-Пла­те (1948–63, с пе­ре­ры­вом); ру­ко­во­дил Лат.-амер. цент­ром выс­ших муз. ис­сле­до­ва­ний (1963–1971). Сре­ди уче­ни­ков – ком­по­зи­то­ры А. Пьяц­цол­ла, В. де лос Ри­ос, А. Лан­са, Х. Ган­ди­ни.

Лит.: Schwartz-Kates D. A. Ginastera: A re­search and information guide. N. Y., 2010.

Вернуться к началу