КО́ПЛЕНД КОПЛАНД ААРОН
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КО́ПЛЕНД, Копланд (Copland) Аарон (14.11.1900, Бруклин, штат Нью-Йорк – 2.12.1990, Норт-Тарритаун, там же), амер. композитор, дирижёр, педагог, общественный деятель. Родился в семье иммигрантов из литов. земель. В 1921 учился у П. Видаля (композиция) и А. Вольфа (дирижирование) в Амер. конс. в Фонтенбло (под Парижем), в 1921–24 – в Париже у Н. Буланже (композиция) и Р. Виньеса (фп.). Пропагандировал совр. амер. музыку в США и странах Лат. Америки, с этой целью в 1928–31 организовал совм. с Р. Сешнсом серию концертов «Копленд – Сешнс консертс», в 1932–33 руководил фестивалями амер. музыки в Яддо (г. Саратога-Спрингс), в 1927–37 читал лекции в Новой школе социальных исследований в Гарвардском и Принстонском ун-тах. Инициатор создания Союза амер. композиторов (1937; в 1939–1945 президент). Один из основателей Амер. муз. центра (1939), руководитель классов композиции и зам. директора Беркширского муз. центра в Танглвуде. Среди учеников: П. Боулз, А. Хинастера, Э. Раутавара, Н. Рорем, Я. Новак, Э. Кригер. Гастролировал как дирижёр, в т. ч. в СССР (1960).
Один из основоположников и гл. представителей композиторской школы США. Испытал влияние франц. музыки 1920-х гг., неоклассицизма И. Ф. Стравинского (1-я симфония, 1928), джаза и др. Авангардистские техники (додекафония в сонатах для фп., 1941, и для скрипки, 1943, «Коннотациях» для оркестра, 1962; микрохроматика в фп. трио «Витебск», 1928) сочетаются в его творчестве с доступностью языка, динамичностью, ясностью мелодики, остротой ритмов, выраженным нац. колоритом (элементы лат.-амер. фольклора отразились в «Салоне Мексико» для оркестра, 1936, влияние ковбойских песен и новоанглийских духовных гимнов – в балете «Парень Билли», 1938, Чикаго). Особой известностью пользуются его балеты – «Родео, или Флирт на сожжённом ранчо» (1942, Нью-Йорк), «Весна в Аппалачских горах» (1944, Вашингтон, балетм. М. Грэхем), «Танцующие панели» (1963, Мюнхен, премьерой дирижировал автор). Среди др. сочинений: «Портрет Линкольна» для чтеца и оркестра (1942); симфонии (в т. ч. 2-я, «Короткая», 1933; 3-я, 1946); Концерт для кларнета с оркестром (1948); 12 романсов на слова Э. Дикинсон (1950). Исполнителями его сочинений были: дирижёры С. А. Кусевицкий, Л. Бернстайн, кларнетист Б. Гудмен (премьера Концерта для кларнета, 1950, Нью-Йорк), органистка Н. Буланже (премьера Симфонии для органа с оркестром, 1924, Париж) и др. Музыка К. к фильмам (за музыку к ф. «Наследница», реж. У. Уайлер, К. получил пр. «Оскар», 1949) оказала большое влияние на дальнейшее развитие амер. киномузыки.