ТИ́ЛЕМАНС ТИЛЬМАНС ТУТС
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТИ́ЛЕМАНС, Тильманс (Thielemans) Тутс (настоящее имя Жан Батист) (29.4.1922, Брюссель – 22.8.2016, там же), бельгийский и американский исполнитель на губной гармонике, гитарист, мастер художественного свиста (англ. whistler). Крупнейший в 20 в. исполнитель джаза на губной гармонике. Музыкального образования не получил, самостоятельно освоил игру на гитаре (подражая стилю Джанго Рейнхардта) и хроматической губной гармонике. В 1950 гастролировал по Европе как гитарист в составе оркестра Бенни Гудмена. С 1952 в США (гражданин с 1958). В 1953–59 играл на гитаре и гармонике в квинтете пианиста Дж. Ширинга. В 1980-е гг. полностью перешёл на губную гармонику, на которой играл до конца жизни. В 1955–2013 опубликовал ок. 20 сольных (студийных и концертных) альбомов. В 1964 записал на грампластинку «The whistler and his guitar» пьесу собственного сочинения «Bluesette» (партию гитары, включая импровизацию, дублировал изысканным художественным свистом), которая стала джазовым стандартом.
Востребованность Т. в среде музыкантов самых разных стилевых направлений массовой культуры началась во 2-й пол. 1960-х гг. и нарастала в последующие десятилетия. Т. выступал и записывался с известными джазовыми (Диззи Гиллеспи, П. Метени, Дж. Пасториус, О. Питерсон, Б. Эванс) и популярными (Куинси Джонс, Нат Кинг Коул, Дж. Ласт, П. Саймон, Стинг, Стив Уандер) музыкантами. Значительное место в его репертуаре занимала бразильская эстрадная музыка, он много выступал и записывался с бразильскими музыкантами – певицей Э. Режина (дуэт с триумфом гастролировал в Швеции, 1969), гитаристом К. Велозу, пианисткой Э. Элиаш, композитором и певцом Э. Линсом, опубликовал два сольных диска «Бразильский проект» (1992, 1993) и др. Участник международных фестивалей джазовой музыки в Монтрё (с 1975), Гааге (Фестиваль Северного моря, с 1980), Витории (Испания, 1994), в замке Зальцау близ Киля («Джазбалтика», 1998), Баку (Каспийский джазовый фестиваль, 2002) и др. В 2006 в Карнеги-холле состоялся юбилейный концерт в честь Т., в котором приняли участие всемирно известные джазовые и эстрадные музыканты.
В соло на губной гармонике Т. лишь изредка прибегал к виртуозным пассажам, сосредоточиваясь главным образом на звуке как таковом (специфическое для этого инструмента «раздувание», блюзовые ноты и прочая орнаментальная микрохроматика, амплитудное и частотное вибрато, тонкая динамическая нюансировка) и фразировке.