Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РЕ́ЙНХАРДТ ДЖАНГО

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2018 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Романчиков

РЕ́ЙНХАРДТ (Reinhardt) Джанго (настоящее имя Жан Батист) (23.1.1910, Ливерши, близ Шарлеруа, Бельгия – 16.5.1953, Фонтенбло), французский джазовый гитарист и композитор. Из кочевых цыган, вырос в пригороде Парижа. Играть на гитаре научился самостоятельно, музыкального образования не получил.  В 1928 в результате несчастного случая значительно повредил левую руку, что привело его к разработке особой техники игры на гитаре. В начале 1930-х гг. выступал в парижских кафе в качестве аккомпаниатора певца Ж. Саблона, записывался с ним на грампластинки. В 1934 вместе с С. Граппелли сформировал первый в мире струнный джазовый ансамбль «Quintette du Hot Club de France»; в том же году была опубликована первая грампластинка с именем Р. на этикетке. В начале 1940‑х гг. место скрипача в ансамбле занял кларнетист Ю. Ростен, и Р. стал лидером ансамбля (до 1948). С середины 1930-х гг. гастролировал по Европе и записывался со многими известными джазовыми музыкантами, среди которых – саксофонисты Коулмен Хокинс и Бенни Картер, трубач Билл Коулмен, скрипач Эдди Саут, корнетист Рекс Стюарт. В 1946 совершил турне по городам США с оркестром Дюка Эллингтона (заключительный концерт состоялся в Карнеги-холле).

Исполнительский стиль Р., который ныне известен как «джаз-мануш» (от франц. manouche – названия этнической группы цыган) или «цыганский джаз», окончательно сформировался во 2-й половине 1930-х гг. Соединяет  американский свинг и традиционную музыку мануш. Этот синтез особенно проявился в сольных импровизациях Р. (№ 1–6, 1937–45), которые основаны на джазовой гармонии с блюзовыми нотами, но отличаются «рапсодическим» изложением (резкие смены темпа и фактуры, чередование чувственных мелодических фраз и виртуозных пассажей). После 2-й мировой войны Р. испытал влияние нового американского стиля бибоп, при этом его блестящие импровизации (на новейшей электрогитаре) в различных бибоповых ансамблях не имеют цыганской специфики.

В репертуар Р. входили обработки джазовых стандартов, популярных эстрадных песен (включая «Очи чёрные»), инструментальные пьесы собственного сочинения («Mystery Pacific», «Tears», «Daphne», «Manoir de mes rêves», «Minor swing»); некоторые из его пьес (например, «Nuages») в свою очередь со временем стали джазовыми стандартами. В числе последних концертных записей – «At Club St. Germain» и «Django Reinhardt and the Hot Club Quintet» (1951).

В 1954 американский пианист Дж. Льюис написал пьесу «Джанго» памяти Р., которая стала джазовым стандартом. О Р. снято несколько документальных фильмов, в т. ч. «Джанго Рейнхардт» (режиссёр П. Павио, 1957), «Трёхпалый гений» (режиссёр К. Кашио, 2010). Проводятся ежегодные международные фестивали «цыганского джаза»: Фестиваль Джанго Рейнхардта в Самуа-сюр-Сен, Франция (c 1983), «The Django Reinhardt NY Festival» в Нью-Йорке (с 2000).

Лит.: Dregni M. Django: The life and music of a gypsy legend. Oxford, 2004.

Вернуться к началу