ЦЫГА́НЕ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЦЫГА́НЕ (от греч. τσιγγάνοι; франц. tsiganes, bohemiens – богемцы; нем. Zigeuner; нидерл. zigeuners, heidens – язычники; итал. zingari; англ. gypsies – египтяне; исп. gitanos; венг. cigáni, Pharao népek – фараоново племя; фин. mustalainen – чёрные; самоназвание – рома, ед. ч. ром, от ромеи – византийцы), народ в Европе, Азии, Сев. Африке, Америке, Австралии. Численность, по разным оценкам, от 12 до 18 млн. чел., из них в Центр., Юго-Вост. и Вост. Европе – 7–8 млн. чел. Составляют второй по численности народ в Венгрии (309–700 тыс. чел.), третий – в Румынии (619 тыс. – 2,5 млн. чел.), Болгарии (325,3–800 тыс. чел.), Словакии (105,7–400 тыс. чел.); первая цифра – по переписям 2011, вторая – по оценкам МВД. В России проживают 205 тыс. Ц. (2010, перепись; по оценкам – до 800 тыс. чел.), на Украине – до 100 тыс. (третий по численности народ); в Зап. Европе: в Испании – до 500 тыс. чел., во Франции – до 400 тыс. чел., в Великобритании – до 250 тыс. чел., в Италии – до 170 тыс. чел. Говорят на цыганских языках и языках окружающих народов. В Центр. и Зап. Европе, Америке и Австралии – в осн. католики и протестанты, на Балканах, в Азии и Африке – мусульмане-сунниты, в Вост. Европе и Румынии – православные.
О происхождении Ц. долгое время не было достоверных сведений. В 18–19 вв. их прародиной называли Персию, Ассирию, Сев. Африку, Занзибар, Кавказ, Дунай, Украину, Чехию (Богемию). По лингвистич. данным, Ц. – потомки выходцев из Индии (вероятно, представителей кочевых групп – каст дом, чамари, лохари, канджари, банджари; см. также Ламбади), покинувших её предположительно во 2-й (по др. гипотезам, в 1-й) пол. 1-го тыс., возможно, несколькими потоками. Двигаясь через Ср. Азию (ср.-азиат. Ц., или люли, имеют самоназвания: мугат, джуги, гидайгар, гарибшо, гурват, мазанг), Афганистан, Иран и Армению (группа боша, или карачи, яз. ломаврен), часть Ц. повернула в сторону Палестины (группа дом, яз. домари), Египта и Алжира (группы нури, халаби, матакли, мирджани, масалиби, ганджари), попав в мусульм. сферу влияния, часть к 10–11 вв. достигла Византии, где Ц. приняли христианство и где у них сложилось общее самосознание. В 12–13 вв. Ц. расселились по Балканам (группы арлия, румелиа, фичира, джамбаза). В нач. 15 в. (вероятно, под натиском турок-османов) они расселяются в Центр. и Зап. Европе – появляются в Юж. Чехии (1411), Базеле и Гессене (1414), Трансильвании и Молдавии (1417), затем часть направилась в Юж. Германию (Регенсбург и Аугсбург – 1418), часть – через Прагу и Дрезден (1418) в Гамбург, Любек и Росток и затем к Мецу и Страсбургу, Парижу (1427), расселяются в Англии (1430) и Шотландии (1500); часть – через Сев. Италию к Риму (1422), часть – через Савойю и Юж. Францию в Испанию (1425); возможно, Ц. прошли через Европу и раньше, на что указывает присутствие в Англии сходных с ними групп – тинкеров (лудильщиков). В нач. 16 в. Ц. появились в Швеции и Вел. княжестве Литовском. Расселяясь в Европе, Ц. рассказывали о себе как о паломниках, притесняемых христианах из «Малого Египта» (так они, по-видимому, называли Юж. Грецию; отсюда сложившиеся представления о них как о «египтянах»), что, возможно, обеспечило им покровительство Римского папы. Первоначально доброжелательное отношение к Ц. через неск. поколений сменилось преследованием их как бродяг, промышляющих гаданием и попрошайничеством. С кон. 15 в. стали приниматься антицыганские законы (1482 – Испания, 1498 – Германия, 1504 – Франция, 1530 – Англия, 1536 – Дания, 1541 – Шотландия, 1549 – Чехия, 1588 – Польша, 1637 – Швеция). В нацистской Германии и во время 2-й мировой войны в Европе происходило истребление Ц. (от 0,5 до 1,5 млн. чел.).
В России в 1783 Ц. причислены к гос. крестьянам, однако им было разрешено приписываться к любому сословию. В 1920–30-е гг. в СССР был принят ряд постановлений, направленных на приобщение Ц. к оседлой жизни, создавались цыганские колхозы, в Москве, Ленинграде и др. городах открывались цыганские школы, действовал Цыганский педагогич. техникум. С 1956 в СССР, а затем и в др. странах социалистич. лагеря приняты законы, запрещающие кочевой образ жизни. Переход к оседлости способствовал интеграции Ц. в совр. общество. В 1989 образовано Моск. цыганское культурно-просветительское об-во «Романо кхэр», затем – др. цыганские организации. В 1999 создана Федеральная нац.-культурная автономия рос. цыган.
С кон. 20 в. усилились миграции Ц. в Зап. Европу и Россию и одновременно рост антицыганских настроений, приведших к их маргинализации. В 1971 создан Междунар. союз цыган (IRU), с 1995 при ОБСЕ действует Контактный пункт по проблемам рома и синти, с 1996 – группа специалистов по вопросам цыган и кочевников при Совете Европы. В нояб. 2004 создан Европ. форум цыган и кочевников (ERTF).
Региональные группы Ц. в Зап. и Центр. Европе: кале́ (самоназвание, ед. ч. кало – чёрный; говорят в осн. на исп. и португ. языках) – Пиренейский п-ов, юг Франции, Лат. Америка; мануш (говорят в осн. на франц. яз.) – Франция; синти (синто, синта – по имени предводителя 15 в. Синдела) – Германия, Сев. Италия, Швейцария, Бельгия, Нидерланды, Швеция; польские Ц. (польска рома); латышские Ц. (лотвы, лотфитка рома). Среди Ц. Юго-Вост. Европы различались выходцы из Трансильвании (кэлдэрари, рум. căldărari, или котляры, т. е. котельщики; среди них выделялись локальные группы, или нэции: унгрикэ ром сформировались в Венгрии, дободжяя – в Добрудже, молдовая – в Молдавии, сербияя – в Сербии, грекуря – в Греции, мачвая – в России) и из Венгрии (ловари, самоназвание – ловаря, унгри); в сер. 19 – нач. 20 вв. кэлдэрари и ловари расселились практически по всей Европе и большинству стран Америки, а также в Австралии. В России выделялись: русские Ц. – потомки мигрантов 18 в. из Германии и Польши (руска рома; субэтнич. группы: псковска рома, смоленска рома, сибирска рома и др.); выходцы из Валахии (влахи, самоназвание – влахуря; субэтнич. группы: астраханские, пятигорские, ставропольские влахи и др.), Молдавии (кишинёвцы; субэтнич. группы: донские кишинёвцы, брыздяя в Центр. России и др.) и с Балкан (сэрвы – от «сербы», по др. версии, – от рум. «крепостные»; субэтнич. группы: поволжские сэрвы и украинские – коваля и хохлы); крымские Ц. (татарские Ц., татарче, хорахая, аюджи – медвежатник; самоназвания – крымитика рома, крымуря).
Осн. традиц. занятия – ремесло и торговля. Развиты кузнечество (существовали цыганские посёлки кузнецов), ювелирное и лудильное дело, изготовление металлич. посуды; среди профессий Ц. со средних веков упоминаются дрессировка животных у мужчин (в т. ч. заклинание змей и вождение медведя, чем занимались спец. группы Ц. – урса́ры, от рум. urs – «медведь») и гадание у женщин. Бытуют патрилинейные роды, включающие до 800 чел. (у синти – штама, у кэлдэрари и кишинёвцев – вица, у рус. Ц. – родо, у крымских – чанг, тухумя). Община – кочевой табор (до 25 кибиток или шатров), возглавляемый вожаком; решением спорных вопросов занимался суд пожилых мужчин (сэндо, крис). Заработок делился между всеми членами табора, включая неработоспособных. Местами сохраняются большие семьи; семейный уклад строго патриархальный. Распространены обычаи взаимопомощи и гостеприимства, сватовство (в т. ч. колыбельный сговор), обмен дочерьми, брачный выкуп и умыкание. Для женского костюма характерны несшитая юбка с оборкой и сильно присборенным передником (кытрынцы), кофта с глубоким вырезом (для удобства кормления детей грудью), шаль, обилие золотых и серебряных украшений.
Музыка – одно из гл. занятий Ц. Помимо собств. цыганских таборных песен, она включает песни разных народов и популярную музыку европ. проф. традиции 18–19 вв., вошедшую в репертуар цыганских капелл, и др. При том, что Ц. не сформировали единой муз. традиции, их музыка и исполнительство объединяют общие черты: гемиольные звукоряды (т. н. венгерская, или цыганская, гамма), микротоновая мелизматика и глиссандирование, гортанная подача звука в пении. Таборная музыка в осн. вокальная одноголосная, осн. жанры – протяжные и быстрые танцевальные песни; те и другие испытали влияние фольклора окружающих народов (таборными считаются также некоторые заимствованные песни). Фольклор исп. Ц. сыграл важную роль в формировании иск-ва фламенко. Для венг. Ц. характерны инструментальные ансамбли (в составе – скрипки, цимбалы, контрабас) и жанры (вербункош, чардаш), в Молдавии и Румынии высокого исполнительского мастерства достигли Ц. – лэутары. В России в 18–19 вв. были распространены т. н. цыганские хоры (первый из них создан в 1774 по распоряжению А. Г. Орлова-Чесменского в Пушкино), поющие в русской подголосочной манере, но с сохранением характерной для таборной музыки ладовой окраски и в сопровождении гитар. Сохраняется пение на эстраде цыганского романса. В Москве работает цыганский театр «Ромэн». Среди известных рос. цыганских музыкантов – скрипач М. Г. Эрденко, певец Н. А. Сличенко.