Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЦЫГА́НЕ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 370-372

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. Г. Деметер
Цыгане-кэлдэрари. Фото нач. 20 в. Из архива Н.Г. Деметер.

ЦЫГА́НЕ (от греч. τσιγγάνοι; франц. tsi­ganes, bohemiens – бо­гем­цы; нем. Zi­geu­ner; ни­дерл. zigeuners, heidens – языч­ни­ки; итал. zingari; англ. gypsies – егип­тя­не; исп. gitanos; венг. cigáni, Pha­rao népek – фа­рао­но­во пле­мя; фин. mustalai­nen – чёр­ные; са­мо­на­зва­ние – ро­ма, ед. ч. ром, от ро­меи – ви­зан­тий­цы), на­род в Ев­ропе, Азии, Сев. Аф­ри­ке, Аме­ри­ке, Авст­ра­лии. Чис­лен­ность, по раз­ным оцен­кам, от 12 до 18 млн. чел., из них в Центр., Юго-Вост. и Вост. Ев­ро­пе – 7–8 млн. чел. Со­став­ля­ют вто­рой по чис­лен­но­сти на­род в Венг­рии (309–700 тыс. чел.), тре­тий – в Ру­мы­нии (619 тыс. – 2,5 млн. чел.), Бол­га­рии (325,3–800 тыс. чел.), Сло­ва­кии (105,7–400 тыс. чел.); пер­вая циф­ра – по пе­ре­пи­сям 2011, вто­рая – по оцен­кам МВД. В Рос­сии про­жи­ва­ют 205 тыс. Ц. (2010, пе­ре­пись; по оцен­кам – до 800 тыс. чел.), на Ук­раи­не – до 100 тыс. (тре­тий по чис­лен­но­сти на­род); в Зап. Ев­ро­пе: в Ис­па­нии – до 500 тыс. чел., во Фран­ции – до 400 тыс. чел., в Ве­ли­ко­бри­та­нии – до 250 тыс. чел., в Ита­лии – до 170 тыс. чел. Го­во­рят на цы­ган­ских язы­ках и язы­ках ок­ру­жаю­щих на­ро­дов. В Центр. и Зап. Ев­ро­пе, Аме­ри­ке и Ав­ст­ра­лии – в осн. ка­то­ли­ки и про­тес­тан­ты, на Бал­ка­нах, в Азии и Аф­ри­ке – му­суль­ма­не-сун­ни­ты, в Вост. Ев­ро­пе и Ру­мы­нии – пра­во­слав­ные.

О про­ис­хо­ж­де­нии Ц. дол­гое вре­мя не бы­ло дос­то­вер­ных све­де­ний. В 18–19 вв. их пра­ро­ди­ной на­зы­ва­ли Пер­сию, Ас­си­рию, Сев. Аф­ри­ку, Зан­зи­бар, Кав­каз, Ду­най, Ук­раи­ну, Че­хию (Бо­ге­мию). По лин­гвис­тич. дан­ным, Ц. – по­том­ки вы­ход­цев из Ин­дии (ве­ро­ят­но, пред­ста­ви­те­лей ко­че­вых групп – каст дом, ча­ма­ри, ло­ха­ри, канд­жа­ри, банд­жа­ри; см. так­же Лам­ба­ди), по­ки­нув­ших её пред­по­ло­жи­тель­но во 2-й (по др. ги­по­те­зам, в 1-й) пол. 1-го тыс., воз­мож­но, не­сколь­ки­ми по­то­ка­ми. Дви­га­ясь че­рез Ср. Азию (ср.-ази­ат. Ц., или лю­ли, име­ют са­мо­на­зва­ния: му­гат, джу­ги, ги­дай­гар, га­риб­шо, гур­ват, ма­занг), Аф­га­ни­стан, Иран и Ар­ме­нию (груп­па бо­ша, или ка­ра­чи, яз. ло­мав­рен), часть Ц. по­вер­ну­ла в сто­ро­ну Па­ле­сти­ны (груп­па дом, яз. до­ма­ри), Егип­та и Ал­жи­ра (груп­пы ну­ри, ха­ла­би, ма­так­ли, мирд­жа­ни, ма­са­ли­би, ганд­жа­ри), по­пав в му­сульм. сфе­ру влия­ния, часть к 10–11 вв. дос­тиг­ла Ви­зантии, где Ц. при­ня­ли хри­сти­ан­ст­во и где у них сло­жи­лось об­щее са­мо­со­зна­ние. В 12–13 вв. Ц. рас­се­ли­лись по Бал­ка­нам (груп­пы ар­лия, ру­ме­лиа, фи­чи­ра, джам­ба­за). В нач. 15 в. (ве­ро­ят­но, под на­тис­ком ту­рок-ос­ма­нов) они рас­се­ля­ют­ся в Центр. и Зап. Ев­ро­пе – по­яв­ля­ют­ся в Юж. Че­хии (1411), Ба­зе­ле и Гес­се­не (1414), Тран­силь­ва­нии и Мол­да­вии (1417), за­тем часть на­пра­ви­лась в Юж. Гер­ма­нию (Ре­генс­бург и Аугс­бург – 1418), часть – че­рез Пра­гу и Дрез­ден (1418) в Гам­бург, Лю­бек и Рос­ток и за­тем к Ме­цу и Страс­бур­гу, Па­ри­жу (1427), рас­се­ля­ют­ся в Анг­лии (1430) и Шот­лан­дии (1500); часть – че­рез Сев. Ита­лию к Ри­му (1422), часть – че­рез Са­войю и Юж. Фран­цию в Ис­па­нию (1425); воз­мож­но, Ц. прош­ли че­рез Ев­ро­пу и рань­ше, на что ука­зы­ва­ет при­сут­ст­вие в Анг­лии сход­ных с ни­ми групп – тин­ке­ров (лу­диль­щи­ков). В нач. 16 в. Ц. поя­ви­лись в Шве­ции и Вел. кня­же­ст­ве Ли­тов­ском. Рас­се­ля­ясь в Ев­ро­пе, Ц. рас­ска­зы­ва­ли о се­бе как о па­лом­ни­ках, при­тес­няе­мых хри­стиа­нах из «Ма­ло­го Егип­та» (так они, по-ви­ди­мо­му, на­зы­ва­ли Юж. Гре­цию; от­сю­да сло­жив­шие­ся пред­став­ле­ния о них как о «егип­тя­нах»), что, воз­мож­но, обес­пе­чи­ло им по­кро­ви­тель­ст­во Римского па­пы. Пер­во­на­чаль­но доб­ро­же­ла­тель­ное от­но­ше­ние к Ц. че­рез неск. по­ко­ле­ний сме­ни­лось пре­сле­до­ва­ни­ем их как бро­дяг, про­мыш­ляю­щих га­да­ни­ем и по­про­шай­ни­че­ст­вом. С кон. 15 в. ста­ли при­ни­мать­ся ан­ти­цы­ган­ские за­ко­ны (1482 – Ис­па­ния, 1498 – Гер­ма­ния, 1504 – Фран­ция, 1530 – Анг­лия, 1536 – Да­ния, 1541 – Шот­лан­дия, 1549 – Че­хия, 1588 – Поль­ша, 1637 – Шве­ция). В на­ци­ст­ской Гер­ма­нии и во вре­мя 2-й ми­ро­вой вой­ны в Ев­ро­пе про­ис­хо­ди­ло ис­треб­ле­ние Ц. (от 0,5 до 1,5 млн. чел.).

В Рос­сии в 1783 Ц. при­чис­ле­ны к гос. кре­стья­нам, од­на­ко им бы­ло раз­ре­ше­но при­пи­сы­вать­ся к лю­бо­му со­сло­вию. В 1920–30-е гг. в СССР был при­нят ряд по­ста­нов­ле­ний, на­прав­лен­ных на при­об­ще­ние Ц. к осед­лой жиз­ни, соз­да­ва­лись цы­ган­ские кол­хо­зы, в Мо­ск­ве, Ле­нин­гра­де и др. го­ро­дах от­кры­ва­лись цы­ган­ские шко­лы, дей­ст­во­вал Цы­ган­ский пе­да­го­гич. тех­ни­кум. С 1956 в СССР, а за­тем и в др. стра­нах со­циа­ли­стич. ла­ге­ря при­ня­ты за­ко­ны, за­пре­щаю­щие ко­че­вой об­раз жиз­ни. Пе­ре­ход к осед­ло­сти спо­соб­ст­во­вал ин­те­гра­ции Ц. в совр. об­ще­ст­во. В 1989 об­ра­зо­ва­но Моск. цы­ган­ское куль­тур­но-про­све­ти­тель­ское об-во «Ро­ма­но кхэр», за­тем – др. цы­ган­ские ор­га­ни­за­ции. В 1999 соз­да­на Фе­де­раль­ная нац.-куль­тур­ная ав­то­но­мия рос. цы­ган.

С кон. 20 в. уси­ли­лись ми­гра­ции Ц. в Зап. Ев­ро­пу и Рос­сию и од­но­вре­мен­но рост ан­ти­цы­ган­ских на­строе­ний, при­вед­ших к их мар­ги­на­ли­за­ции. В 1971 соз­дан Меж­ду­нар. со­юз цы­ган (IRU), с 1995 при ОБСЕ дей­ст­ву­ет Кон­такт­ный пункт по про­бле­мам ро­ма и син­ти, с 1996 – груп­па спе­циа­ли­стов по во­про­сам цы­ган и ко­чев­ни­ков при Со­ве­те Ев­ро­пы. В но­яб. 2004 соз­дан Ев­роп. фо­рум цы­ган и ко­чев­ни­ков (ERTF).

Ре­гио­наль­ные груп­пы Ц. в Зап. и Центр. Ев­ро­пе: ка­ле́ (са­мо­на­зва­ние, ед. ч. ка­ло – чёр­ный; го­во­рят в осн. на исп. и пор­туг. язы­ках) – Пи­ре­ней­ский п-ов, юг Фран­ции, Лат. Аме­ри­ка; ма­нуш (го­во­рят в осн. на франц. яз.) – Фран­ция; син­ти (син­то, син­та – по име­ни пред­во­ди­те­ля 15 в. Син­де­ла) – Гер­ма­ния, Сев. Ита­лия, Швей­ца­рия, Бель­гия, Ни­дер­лан­ды, Шве­ция; поль­ские Ц. (поль­ска ро­ма); ла­тыш­ские Ц. (лот­вы, лот­фит­ка ро­ма). Сре­ди Ц. Юго-Вост. Ев­ро­пы раз­ли­ча­лись вы­ход­цы из Тран­силь­ва­нии (кэл­дэ­ра­ри, рум. căldă­rari, или кот­ля­ры, т. е. ко­тель­щи­ки; сре­ди них вы­де­ля­лись ло­каль­ные груп­пы, или нэ­ции: ун­гри­кэ ром сфор­ми­ро­ва­лись в Венг­рии, до­бод­жяя – в До­б­руд­же, мол­до­вая – в Мол­да­вии, сер­бияя – в Сер­бии, гре­ку­ря – в Гре­ции, мач­вая – в Рос­сии) и из Венг­рии (ло­ва­ри, са­мо­на­зва­ние – ло­ва­ря, унг­ри); в сер. 19 – нач. 20 вв. кэл­дэ­ра­ри и ло­ва­ри рас­се­ли­лись прак­ти­че­ски по всей Ев­ро­пе и боль­шин­ст­ву стран Аме­ри­ки, а так­же в Ав­ст­ра­лии. В Рос­сии выделя­лись: рус­ские Ц. – по­том­ки ми­гран­тов 18 в. из Гер­ма­нии и Поль­ши (рус­ка ро­ма; суб­эт­нич. груп­пы: псков­ска ро­ма, смо­лен­ска ро­ма, си­бир­ска ро­ма и др.); вы­ход­цы из Ва­лахии (вла­хи, са­мо­на­зва­ние – вла­ху­ря; суб­эт­нич. груп­пы: ас­т­ра­хан­ские, пя­ти­гор­ские, став­ро­поль­ские вла­хи и др.), Мол­да­вии (ки­ши­нёв­цы; суб­эт­нич. груп­пы: дон­ские ки­ши­нёв­цы, брыз­дяя в Центр. Рос­сии и др.) и с Бал­кан (сэр­вы – от «сер­бы», по др. вер­сии, – от рум. «кре­по­ст­ные»; суб­эт­нич. груп­пы: по­волж­ские сэр­вы и ук­ра­ин­ские – ко­ва­ля и хох­лы); крым­ские Ц. (та­тар­ские Ц., та­тар­че, хо­ра­хая, аюд­жи – мед­ве­жат­ник; са­мо­на­зва­ния – кры­ми­ти­ка ро­ма, кры­му­ря).

Осн. тра­диц. за­ня­тия – ре­мес­ло и тор­гов­ля. Раз­ви­ты куз­не­че­ст­во (су­ще­ст­во­ва­ли цы­ган­ские по­сёл­ки куз­не­цов), юве­лир­ное и лу­диль­ное де­ло, из­го­тов­ле­ние ме­тал­лич. по­су­ды; сре­ди про­фес­сий Ц. со сред­них ве­ков упо­ми­на­ют­ся дрес­си­ров­ка жи­вот­ных у муж­чин (в т. ч. за­кли­на­ние змей и во­ж­де­ние мед­ве­дя, чем за­ни­ма­лись спец. груп­пы Ц. – ур­са́­ры, от рум. urs – «мед­ведь») и га­да­ние у жен­щин. Бы­ту­ют пат­ри­ли­ней­ные ро­ды, вклю­чаю­щие до 800 чел. (у син­ти – шта­ма, у кэл­дэ­ра­ри и ки­ши­нёв­цев – ви­ца, у рус. Ц. – ро­до, у крым­ских – чанг, ту­ху­мя). Об­щи­на – ко­че­вой та­бор (до 25 ки­би­ток или шат­ров), воз­глав­ляе­мый во­жа­ком; ре­ше­ни­ем спор­ных во­про­сов за­ни­мал­ся суд по­жи­лых муж­чин (сэн­до, крис). За­ра­бо­ток де­лил­ся ме­ж­ду все­ми чле­на­ми та­бо­ра, вклю­чая не­ра­бо­то­спо­соб­ных. Мес­та­ми со­хра­ня­ют­ся боль­шие се­мьи; се­мей­ный ук­лад стро­го пат­ри­ар­халь­ный. Рас­про­стра­не­ны обы­чаи взаи­мо­по­мо­щи и гос­те­при­им­ст­ва, сва­тов­ст­во (в т. ч. ко­лы­бель­ный сго­вор), об­мен до­черь­ми, брач­ный вы­куп и умы­ка­ние. Для жен­ско­го ко­стю­ма ха­рак­тер­ны не­сши­тая юб­ка с обор­кой и силь­но при­сбо­рен­ным пе­ред­ни­ком (кыт­рын­цы), коф­та с глу­бо­ким вы­ре­зом (для удоб­ст­ва корм­ле­ния де­тей гру­дью), шаль, оби­лие зо­ло­тых и се­ре­бря­ных ук­ра­ше­ний.

Му­зы­ка – од­но из гл. за­ня­тий Ц. По­ми­мо собств. цы­ган­ских та­бор­ных пе­сен, она вклю­ча­ет пес­ни раз­ных на­ро­дов и по­пу­ляр­ную му­зы­ку ев­роп. проф. тра­ди­ции 18–19 вв., во­шед­шую в ре­пер­ту­ар цы­ган­ских ка­пелл, и др. При том, что Ц. не сфор­ми­ро­ва­ли еди­ной муз. тра­ди­ции, их му­зы­ка и ис­пол­ни­тель­ст­во объ­е­ди­ня­ют об­щие чер­ты: ге­ми­оль­ные зву­ко­ря­ды (т. н. вен­гер­ская, или цы­ган­ская, гам­ма), мик­ро­то­но­вая ме­лиз­ма­ти­ка и глис­сан­ди­ро­ва­ние, гор­тан­ная по­да­ча зву­ка в пе­нии. Та­бор­ная му­зы­ка в осн. во­каль­ная од­но­го­лос­ная, осн. жан­ры – про­тяж­ные и бы­ст­рые тан­це­валь­ные пес­ни; те и дру­гие ис­пы­та­ли влия­ние фольк­ло­ра ок­ру­жаю­щих на­ро­дов (та­бор­ны­ми счи­та­ют­ся так­же не­ко­то­рые за­им­ст­во­ван­ные пес­ни). Фольк­лор исп. Ц. сыг­рал важ­ную роль в фор­ми­ро­ва­нии иск-ва фла­мен­ко. Для венг. Ц. ха­рак­тер­ны ин­ст­ру­мен­таль­ные ан­самб­ли (в со­ста­ве – скрип­ки, цим­ба­лы, кон­тра­бас) и жан­ры (вер­бун­кош, чар­даш), в Мол­да­вии и Ру­мы­нии вы­со­ко­го ис­пол­ни­тель­ско­го мас­тер­ст­ва дос­тиг­ли Ц. – лэу­та­ры. В Рос­сии в 18–19 вв. бы­ли рас­про­стра­не­ны т. н. цы­ган­ские хо­ры (пер­вый из них соз­дан в 1774 по рас­по­ря­же­нию А. Г. Ор­ло­ва-Чес­мен­ско­го в Пуш­ки­но), по­ющие в рус­ской под­го­ло­соч­ной ма­не­ре, но с со­хра­не­ни­ем ха­рак­тер­ной для та­бор­ной му­зы­ки ла­до­вой ок­ра­ски и в со­про­во­ж­де­нии ги­тар. Со­хра­ня­ет­ся пе­ние на эс­т­ра­де цы­ган­ско­го ро­ман­са. В Мо­ск­ве ра­бо­та­ет цы­ган­ский те­атр «Ро­мэн». Сре­ди из­вест­ных рос. цы­ган­ских му­зы­кан­тов – скри­пач М. Г. Эр­ден­ко, пе­вец Н. А. Сли­чен­ко.

Лит.: Ба­ран­ни­ков О. П. Україньскi ци­га­ни. Київ, 1931; Бу­га­чев­ский С. М. Цы­ган­ские на­род­ные пес­ни и пля­ски. М., 1971; Де­ме­тер Р. С., Де­ме­тер П. С. Об­раз­цы фольк­ло­ра цы­ган-кэл­дэ­ра­рей. М., 1981; Щер­ба­ко­ва Т. А. Цы­ган­ское му­зы­каль­ное ис­пол­ни­тель­ст­во и твор­че­ст­во в Рос­сии. М., 1984; Де­ме­тер Н. Г., Бес­со­нов Н. В., Ку­тен­ков В. К. Ис­то­рия цы­ган: Но­вый взгляд. Во­ро­неж, 2000.

Вернуться к началу