РА́ЙЛИ ТЕРРИ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РА́ЙЛИ (Riley) Терри (Терренс Митчелл) (р. 24.6.1935, Колфакс, штат Калифорния), американский композитор и пианист. Один из крупнейших представителей минимализма. В 1957 окончил Университет штата Калифорния в Сан-Франциско (бакалавр; по классу фортепиано А. Боллера), в 1961 – Калифорнийский университет в Беркли (магистр; классы композиции С. Шифрина и У. Денни). В 1962 выступил как соучредитель Центра магнитофонной музыки Сан-Франциско (San Francisco Tape Music Center). С 1970 брал уроки индийского классического вокала у Прана Ната (школа кирана гарана). Преподавал индийскую классическую музыку в учебных заведениях США (с 1971), в Дели (с 1993). Штатный композитор Атлантического центра искусств в Нью-Смирна-Бич (штат Флорида, 1992). Как пианист и дирижёр выступал с исполнением собственных сочинений в США (в т. ч. с 1967 неоднократно в Карнеги-холле) и многих странах мира (в России с 2000).
В начале 1960-х гг. увлёкся конкретной музыкой (Концерт для 2 фортепиано и 5 магнитофонов, 1960), позднее активно использовал электромузыкальные инструменты. Под влиянием стиля и эстетических идей американского композитора Ла Монте Янга (признан «провозвестником» минимализма), с которым сотрудничал с 1959, написал Струнное трио (1961), где впервые использовал репетитивную технику, ставшую характерной чертой американского минимализма. Наиболее известное минималистское сочинение Р. – «In C» (1964), его структурную основу составляют 53 фразы (англ. modules), каждую из которых музыкант инструментального ансамбля волен повторять произвольное количество раз. Исполнительский состав не специфицирован, существуют разные варианты: для ансамбля маримб, симфонического оркестра, фортепиано и др.; в грандиозной реализации этого сочинения в Карнеги-холле (2009) было занято более 100 чел., включая вокалистов, камерные инструментальные ансамбли, хор, исполнителей на европейских академических и традиционных восточных и латиноамериканских инструментах. Со 2-й пол. 1960-х гг. внедрял в нотированную музыку элементы импровизации: в пьесах «Poppy Nogood and the Phantom Band» для сопрано-саксофона, синтезатора и магнитофона (1967), «Радуга в изогнутом воздухе» («A rainbow in the curved air») для электрооргана и ударных (1968), «Persian surgery dervishes» для электрооргана (1971) и др. По заказу струнного квартета «Кронос» написал 13 сочинений, в т. ч. масштабный цикл «Мирные танцы Саломеи» протяжённостью ок. 2,5 часа (1987). В 1986 выпустил экспериментальный CD-альбом «Арфа Нового Альбиона» («The harp of New Albion»), содержание которого составил цикл из 10 пьес для фортепиано в чистом строе; эти пьесы-импровизации исполнил и записал сам Райли.
Среди других сочинений: «Jade Palace» для большого симфонического оркестра и синтезатора (1990); циклы фортепианных пьес – «Лестница в небо» (по мотивам психоделических картин А. Вёльфли, 3 тетради, 1994–2006), «Загадка Palmian-аккорда» для электроскрипки и камерного оркестра (2011; Palmian-аккорд, по Р., – кластер, сформированный из серии d, e, f, fis, gis, a, h, c); музыка к фильмам «Закрытые глаза» (1972, режиссёр Ж. Сантони), «Ничья земля» (1985, режиссёр А. Таннер).