Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АНГЛИ́ЙСКИЙ БА́ХОВСКИЙ ФЕСТИВА́ЛЬ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2016 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

АНГЛИ́ЙСКИЙ БА́ХОВСКИЙ ФЕСТИВА́ЛЬ (English Bach Festival), международный музыкальный фестиваль, один из крупнейших в Великобритании. Основан в 1962, впервые прошёл в Оксфорде летом 1963.  Основатель – клавесинистка Лина Лаланди [1920–2012; настоящая фамилия Калогеропулос (Καλογερо́πουλος); эмигрировала в Великобританию из Греции], она же – художественный руководитель (в 1963–71 вместе с музыковедом Дж. Уэстрепом). Фестиваль финансировался из средств её мужа, британского банкира Р. Эмери (ум. в 2001), а также за государственный счёт (Arts Council of Great Britain). В 1971 фестиваль состоялся в Оксфорде и Лондоне, c 1979 в Лондоне проходила основная часть фестивальных концертов; последний фестиваль состоялся в Лондоне в 2009. В нач. 21 в. отдельные концерты фестиваля проходили также в Афинах. Почётными президентами фестиваля были А. Швейцер (до 1966), И. Ф. Стравинский [1966–71; дирижировал здесь собственными сочинениями в 1964 (аранжировка хоральной прелюдии «Vom Himmel hoch» И.С. Баха,  Симфония псалмов) и 1966 («Царь Эдип»)], Л. Бернстайн (1972–1990; регулярно дирижировал концертами; сохранились аудиозаписи).

Первоначально задачей А. Б. ф. была объявлена организация концертов музыки И. С. Баха и его современников, однако уже в 1966 она изменилась на «презентацию различных аспектов современной музыки». В рамках фестиваля состоялись мировые премьеры сочинений: «Металепсис 2» Л. Берио (1972), «Psappha» Я. Ксенакиса (1976), «Гимны» К. Штокхаузена (1971); британские премьеры ряда произведений А. Дютийё, Д. Лигети, О. Мессиана, Н. Скалкотаса и др. С 1975 акцент в фестивальных программах сместился на «реконструкции» старинных опер (главным образом 18 в.). Оперы ставились на театральной сцене (в т. ч. с 1977 в театре «Ковент-Гарден») и исполнялись в концертах, при этом в сценических постановках большое значение придавалось воспроизведению аутентичной стилистики (не только в музыке, но и в хореографии, декорациях, костюмах). В постановках участвовали «барочные» оркестры (в т. ч. специально созданный «English Bach Festival Orchestra») под управлением известных дирижёров (Н. Макгеган, Ж. К. Мальгуар, М. Минковский, Ч. Фарнкомб). В числе постановок: оперы Ж. Ф. Рамо «Принцесса Наваррская» (1977), «Наида» (1980), «Кастор и Поллукс» (1981, первое в истории аутентичное исполнение), «Платея» (1983); семи-опера «Альцеста» и опера «Орест» (2000) Г. Ф. Генделя (обе – первое в истории аутентичное исполнение); оперы «Ифигения в Тавриде» (1992) и «Телемах» (2003) К. В. Глюка, «Орфей» К. Монтеверди (2007). Специальные тематические программы фестиваля были посвящены Л. ван Бетховену (1970), византийской церковной и греческой народной музыке (1971–73), испанской народной и академической музыке (1973–76), музыке французского барокко (1965, 1974, 1976–79).

Лит.: Adams R. A book of British musical festivals. London, 1986.

Вернуться к началу