СКАЛКО́ТАС НИКОС
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СКАЛКО́ТАС (Σϰαλϰώτας) Никос (21.3.1904, Халкида, о. Эвбея – 19.9.1949, Афины), греч. композитор, скрипач. Крупнейший представитель муз. авангардизма в Греции 1-й пол. 20 в. Из муз. семьи. В 1920 окончил Афинскую конс. по классу скрипки Т. Шульце. С 1921 жил в Берлине. В 1921–24 стажировался у В. Хесса (скрипка), в 1925–27 брал уроки композиции у Ф. Ярнаха. Большое влияние на формирование творч. личности оказал А. Шёнберг (в 1927–32 С. посещал его мастер-класс, затем разорвал отношения с учителем и впал в четырёхлетнюю творч. депрессию). В 1933 вернулся на родину, до конца жизни работал в оркестре Афинской конс. и др. оркестрах. В 1944 по подозрению в участии в Движении Сопротивления находился в фашистском концлагере. При жизни С. его многочисл. сочинения (преим. инструментальные) почти не исполнялись и получили признание лишь в кон. 20 в.
В творчестве С. додекафония своеобразно сочеталась с тягой композитора к традиц. греч. культуре (в т. ч. античной) и фольклору. С. разработал собств. версию 12-тоновой техники, т. н. мультисерийную: он не придерживался одной избранной серии, а работал с комплексом из нескольких серий одновременно (2–16), «размягчая» структурную жёсткость серийной композиции «островками» тональной и модальной гармонии и простой акцентной метрики. Образцы – в музыке к пьесе Х. Евелпидеса «Чары мая», в симфонии («увертюре») «Возвращение Одиссея на родину» (оба соч. 1944), в большой 2-й симфонич. сюите (1946). В греч. период творчества, наряду с атональностью, прибегал в угоду публике к сочинению тональной музыки. Из тональных сочинений наиболее известны «36 греческих танцев» для оркестра (1936; 2-я ред. 1949): здесь С. широко использовал аутентичные греч. мелодии (иногда также специфич. ритмоформулы), а также сочинял «в народном духе». Танцевальная музыка С. напоминает «балканские» сочинения Б. Бартока (но без мелодич. изобретательности последнего). К тональным сочинениям относятся также «Классическая симфония» (1947), Концертино для фп. с оркестром (1948), балетная сюита «Море» (1949, в ней С. продемонстрировал безупречное владение оркестром).