Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СКАЛКО́ТАС НИКОС

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 322

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




СКАЛКО́ТАС (Σϰαλϰώτας) Ни­кос (21.3.1904, Хал­ки­да, о. Эв­бея – 19.9.1949, Афи­ны), греч. ком­по­зи­тор, скри­пач. Круп­ней­ший пред­ста­ви­тель муз. аван­гар­диз­ма в Гре­ции 1-й пол. 20 в. Из муз. се­мьи. В 1920 окон­чил Афин­скую конс. по клас­су скрип­ки Т. Шуль­це. С 1921 жил в Бер­ли­не. В 1921–24 ста­жи­ро­вал­ся у В. Хес­са (скрип­ка), в 1925–27 брал уро­ки ком­по­зи­ции у Ф. Яр­на­ха. Боль­шое влия­ние на фор­ми­ро­ва­ние творч. лич­но­сти ока­зал А. Шён­берг (в 1927–32 С. по­се­щал его мас­тер-класс, за­тем ра­зо­рвал от­но­ше­ния с учи­те­лем и впал в че­ты­рёх­лет­нюю творч. де­прес­сию). В 1933 вер­нул­ся на ро­ди­ну, до кон­ца жиз­ни ра­бо­тал в ор­ке­ст­ре Афин­ской конс. и др. ор­ке­ст­рах. В 1944 по по­доз­ре­нию в уча­стии в Дви­же­нии Со­про­тив­ле­ния на­хо­дил­ся в фа­ши­ст­ском конц­ла­ге­ре. При жиз­ни С. его мно­го­числ. со­чи­не­ния (пре­им. ин­ст­ру­мен­таль­ные) поч­ти не ис­пол­ня­лись и по­лу­чи­ли при­зна­ние лишь в кон. 20 в.

В твор­че­ст­ве С. до­де­ка­фо­ния свое­об­раз­но со­че­та­лась с тя­гой ком­по­зи­то­ра к тра­диц. греч. куль­ту­ре (в т. ч. ан­тич­ной) и фольк­ло­ру. С. раз­ра­бо­тал собств. вер­сию 12-то­но­вой тех­ни­ки, т. н. муль­ти­се­рий­ную: он не при­дер­жи­вал­ся од­ной из­бран­ной се­рии, а ра­бо­тал с ком­плек­сом из не­сколь­ких се­рий од­но­вре­мен­но (2–16), «раз­мяг­чая» струк­тур­ную жё­ст­кость се­рий­ной ком­по­зи­ции «ост­ров­ка­ми» то­наль­ной и мо­даль­ной гар­мо­нии и про­стой ак­цент­ной мет­ри­ки. Об­раз­цы – в му­зы­ке к пье­се Х. Евел­пи­де­са «Ча­ры мая», в сим­фо­нии («увер­тю­ре») «Воз­вра­ще­ние Одис­сея на ро­ди­ну» (оба соч. 1944), в боль­шой 2-й сим­фо­нич. сюи­те (1946). В греч. пе­ри­од твор­че­ст­ва, на­ря­ду с ато­наль­но­стью, при­бе­гал в уго­ду пуб­ли­ке к со­чи­не­нию то­наль­ной му­зы­ки. Из то­наль­ных со­чи­не­ний наи­бо­лее из­вест­ны «36 гре­че­ских тан­цев» для ор­ке­ст­ра (1936; 2-я ред. 1949): здесь С. ши­ро­ко ис­поль­зо­вал ау­тен­тич­ные греч. ме­ло­дии (ино­гда так­же спе­ци­фич. рит­мо­фор­му­лы), а так­же со­чи­нял «в на­род­ном ду­хе». Тан­це­валь­ная му­зы­ка С. на­по­ми­на­ет «бал­кан­ские» со­чи­не­ния Б. Бар­то­ка (но без ме­ло­дич. изо­бре­та­тель­но­сти по­след­не­го). К то­наль­ным со­чи­не­ни­ям от­но­сят­ся так­же «Клас­си­че­ская сим­фо­ния» (1947), Кон­цер­ти­но для фп. с ор­ке­ст­ром (1948), ба­лет­ная сюи­та «Мо­ре» (1949, в ней С. про­де­мон­ст­ри­ро­вал безу­преч­ное вла­де­ние ор­ке­ст­ром).

Лит.: Papaioannou J. G. N. Skalkottas // European music in the twentieth century / Ed. H. Hartog. L., 1957; Mantzourani E. The life and twelve-note music of N. Skalkottas. Farn­ham; Burlington, 2011.

Вернуться к началу