АВРАА́МОВ АРСЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АВРАА́МОВ Арсений Михайлович [10(22).4.1886, хутор Малый Несветай, Область войска Донского – 19.5.1944, Москва], российский композитор, музыкальный теоретик, изобретатель. Из семьи казачьего атамана. Учился в Донском кадетском корпусе и Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества (1908–11, важнейшие учителя – И. Н. Протопопов и А. Н. Корещенко). Брал частные уроки композиции у С. И. Танеева. В 1917–18 комиссар искусств Наркомпроса РСФСР, один из организаторов Пролеткульта. Преподавал в Московской (1930–31, факультатив «История и теория тоносистем») и Ростовской (курс теории музыки) консерваториях, был членом ГАХН и Государственной академии искусствознания, сотрудником ГИМНа. В 1927 выступал в Германии с лекциями, пропагандировавшими изобретённую им «универсальную систему тонов» (нем. das universelle Tonsystem), в основу которой положил деление октавы на 48 микроинтервалов. В конце 1920-х гг. занимался искусственным синтезом звука, изобрёл метод графической записи звука на плёнку путём воспроизведения рисованных геометрических фигур (позднее использовался для озвучивания фильмов). Автор знаменитых «гудковых симфоний» (считаются прообразами позднейшей конкретной музыки), исполнением которых руководил в Баку (1923) и Москве во время празднования памятных революционных дат. В своих исследованиях и экспериментах предвосхитил концепции звукового пространства Э. Вареза и К. Штокхаузена. В 1935–41 жил в Нальчике, записал ок. 1000 образцов музыкального фольклора народов Северного Кавказа, сделал ряд обработок кабардинских, балкарских, казачьих песен. Написал оркестровые «Марш на кабардинскую тему» (1936), увертюру «Аул Батыр» (1940), «Фантазию на кабардинские темы» (1940), в которых использовал фольклорные темы.
Авраамов – автор нескольких музыкально-теоретических статей и рецензий в различных журналах (преимущественно российских) 2-й половины 1910-х и 1920-х гг. Стремясь преодолеть ограничения равномерной темперации (вину за внедрение которой Авраамов ошибочно возлагал на И. С. Баха, с его «Хорошо темперированным клавиром»), предлагал вернуться к акустически чистой музыке. Для этой цели ещё в 1910-х гг. Авраамов разработал так называемый «смычковый полихорд» (конструкция позволяла слегка менять фиксированную высоту звука). Показательна полемика Авраамова с Л. Л. Сабанеевым об «ультрахроматизме» (термин Сабанеева), разразившаяся в 1915–16 на страницах журнала «Музыкальный современник». Драматизм её в том, что оппоненты вкладывали в понятие ультрахроматизма разный смысл. Для Авраамова микротоновые (ультрахроматические) интервалы необходимы в целях акустической коррекции «грязных» созвучий, для достижения идеальной акустической чистоты недостаточной в 12-ступенном октавном равномерно темперированном звукоряде. По Сабанееву, микротоновые интервалы должны приобрести значение самостоятельных структурных единиц в рамках неких (впрочем, не конкретизированных Сабанеевым) новых ладовых звукорядов (см. Микрохроматика).