Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

DIES IRAE

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2018 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев
Dies irae. Первая строфа.

DIES IRAE (лат. «день гне­ва»), од­но­го­лос­ный рас­пев рим­ско-ка­то­лического оби­хо­да (см. Гри­го­ри­ан­ский хо­рал). На­зва­ние – по на­чаль­ным сло­вам тек­ста: «Dies irae, dies illa / Solvet saeclum in favilla / Teste David cum Sibylla» («День Гос­под­ней гнев­ной си­лы / Вы­жжет всё, что есть, что бы­ло, / Рекл Да­вид, рек­ла Cи­вил­ла»; эк­ви­рит­ми­че­ский пе­ре­вод М. Л. Гас­па­ро­ва). Од­на из 4 се­к­вен­ций, до­пу­щен­ных в бо­го­слу­же­ние Тридентским собором (1545–63). Во­шла в со­став за­упо­кой­ной мес­сы (с 14 в. в Ита­лии, с 15 в. во Фран­ции). Состоит из 17 трёхстроч­ных строф, од­ной четырёхстроч­ной и од­ной двухстроч­ной (риф­мо­ва­ны все, кро­ме по­след­ней), на­пи­са­нных четырёхстоп­ным хо­ре­ем. Главные те­мы – не­от­вра­ти­мость и спра­вед­ли­вость Божь­е­го воз­дая­ния в день Страш­но­го су­да, моль­ба греш­ни­ка о спа­се­нии. Пред­по­ла­гае­мый ав­тор тек­ста, Фо­ма Че­лан­ский (умер ок. 1250), ве­ро­ят­но, был вдох­нов­лён сти­ха­ми про­ро­ка Со­фо­нии (Соф. 1:14–18; на­ча­ло 1:15 точ­но сов­па­да­ет с пер­вой стро­кой D. I., за­им­ст­во­ван так­же об­раз тру­бы, воз­ве­щаю­щей на­ча­ло Страш­но­го су­да, и др.). Ав­тор рас­пе­ва не­из­вес­тен. Древнейшая нотированная рукопись D. I. датирована серединой 13 в. Ме­ло­дия, в стандартных певческих книгах («Graduale Romanum», «Liber usualis» и др.) приписанная к пер­во­му то­ну, в дей­ст­ви­тель­но­сти об­ла­да­ет при­зна­ка­ми ла­до­вой пе­ре­мен­но­сти (ам­би­тус ох­ва­ты­ва­ет ун­де­ци­му, хо­ро­шо уз­на­вае­мы ме­ло­дические фор­му­лы пер­во­го и вто­ро­го то­нов). В куль­ми­национный мо­мент, на сло­вах «La­cri­mo­sa dies illa» («Пе­ча­лен тот день») в общепринятой версии секвенции (см. указанные певческие книги) един­ст­вен­ный раз вво­дит­ся b-круг­лое (си-бе­моль – мик­со­диа­то­ни­че­ская сту­пень; см. в ст. Миксодиатоника), соз­даю­щее ин­то­национный кон­траст гос­под­ст­вую­щей в рас­пе­ве стро­гой диа­то­ни­ке.

Текст (без ме­ло­дии) ис­поль­зу­ет­ся в мно­го­го­лос­ных за­упо­кой­ных мес­сах от эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния (впер­вые в Ре­к­вие­ме А. Брю­ме­ля) до на­ших дней (см. в ст. Ре­к­ви­ем). Ме­ло­дия (без тек­ста) впер­вые встре­ча­ет­ся в цер­ков­ной мно­го­го­лос­ной му­зы­ке 15 в. («Плач на смерть Бен­шуа» Й. Оке­ге­ма, 1460). В 19 в. ме­ло­дия D. I. ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­лась ком­по­зи­то­ра­ми-ро­ман­ти­ка­ми как сим­вол смер­ти: в V час­ти Фан­та­сти­че­ской сим­фо­нии Г. Бер­лио­за она зву­чит на фо­не ша­ба­ша ведьм, в «Пля­ске смер­ти» Ф. Лис­та и «Пля­ске смер­ти» К. Сен-Сан­са пред­став­ле­на в гро­те­ск­ном ви­де, в сим­фо­нии «Ман­фред» П. И. Чай­ков­ско­го сим­во­ли­зи­ру­ет «ро­ко­вую судь­бу». В 20 в. ме­ло­дия D. I. час­то ис­поль­зо­ва­лась для соз­да­ния дра­ма­тического эф­фек­та (фи­нал 6-й сим­фо­нии Н. Я. Мяс­ков­ско­го, Рап­со­дия на те­му Па­га­ни­ни для фортепиано с ор­ке­ст­ром С. В. Рах­ма­ни­но­ва) или ис­то­рического ко­ло­ри­та («Скерцо» из сюи­ты «Из Сред­них ве­ков» А. К. Гла­зу­но­ва), в му­зы­ке для те­ат­ра и ки­но (в сюите из музыки к трагедии У. Шекспира «Гамлет», op. 32a Д.Д. Шостаковича — в сцене похорон Гамлета). Сло­ва «Dies irae» ино­гда при­ме­ня­ют­ся в ка­че­ст­ве на­зва­ния инструментального со­чи­не­ния («Ком­по­зи­ция II. Dies irae» Г. И. Ус­т­воль­ской, 1973) или его части (II часть «Sinfonia da Requiem» Б. Бриттена, 1940; I часть Третьей симфонии А. Онеггера, 1946).

Изд.: тек­ста: Ле­бе­дев С. Н., По­спе­ло­ва Р. Л. Musica Latina. СПб., 1999; му­зы­ки: Graduale Romanum. Parisiis e. a., 1957.

Лит.: Vellekoop K. Dies irаe dies illa: Studien zur Frühgeschichte einer Sequenz. Bilthoven, 1978.

  • DIES IRAE одноголосный распев римско-католич. обихода (2007)
Вернуться к началу