Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БУССО́ТТИ СИЛЬВАНО

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2015 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Стеклова

БУССО́ТТИ (Bussotti) Сильвано (р. 1.10.1931, Флоренция), итальянский композитор, оперный режиссёр, литератор. Из семьи с художественными традициями. С 4 лет обучался игре на скрипке. В 1940 поступил в Консерваторию Л. Керубини (Флоренция), однако с началом 2-й мировой войны прервал систематическое обучение и впоследствии не возобновлял его. В 1956–58 в Париже брал уроки композиции у М. Дойча (ученика А. Шёнберга), там же сблизился с теоретиком музыкального авангарда Х. К. Мецгером (учеником Т. Адорно). В 1958–61 посещал Летние курсы новой музыки в Дармштадте, где познакомился с П. Булезом и Дж. Кейджем; в музыкальном творчестве испытал влияние обоих. В 1964–65 стажировался в США. В 1968–2001 активно выступал в качестве режиссёра, художника по костюмам и сценографа в ведущих оперных театрах Италии: «Ла Скала» (Милан), «Ла Фениче» (Венеция; художественный руководитель этого театра в 1975–79), «Массимо» (Палермо), «Реджо» (Турин) и др.; в числе наиболее известных оперных постановок (всего ок. 40) – «Тоска» Дж. Пуччини (Верона, 1984), «Улисс» Л. Даллапикколы (Турин, 1985). Консультант, затем директор Фестиваля Дж. Пуччини в Торре-дель-Лаго (1982–83). Курировал музыкальную секцию Венецианского биеннале (1987–91). Преподавал в Академии изобразительного искусства в ЛʼАкуиле (история оперы; 1971–74), в Музыкальной школе Фьезоле (композиция и форма; 1980).

Первые сочинения, написанные в технике додекафонии, отмечены сильным влиянием Л. Даллапикколы. С 1954 входил в творческое объединение «Флорентийская школа», основанное композитором и скрипачом Б. Бартолоцци. В 1958–66 активно экспериментировал с формой, звукоизвлечением, нотацией и др. аспектами композиции. В ответ на структурализм послевоенного авангарда стал развивать диалектику «асерийной» музыки, где строгость построений сознательно подрывалась неопределённостью и субъективизмом (впервые в сочинении «Два голоса» для сопрано и волн Мартено, 1958). Амбивалентные (нотный текст – изображение – поэзия) «полиграфические» партитуры Б., деконструирующие систему нотации, линейность текста и практичность исполнительских конвенций («Семь листков», 1959, «Сицилиано», 1962), вызвали отклики в работах философов Ж. Делёза и Ф. Гваттари [фрагмент «Пяти пьес для Д. Тюдора» Б. (1959) иллюстрирует концепт ризомы в «Тысяче плато» (2-я часть их книги «Капитализм и шизофрения. Анти-Эдип», 1972)], Р. Барта, У. Эко и др. мыслителей. Свой подход к нотной графике Б. исследовал в литературе: в 1963 он стал одним из основателей «Группы 70» (Флоренция), специализировавшейся на конкретной и визуальной поэзии, опубликовал несколько сборников стихов. Начиная с камерной мистерии «Страсти по де Саду» (Палермо, 1965) и оперы «Лоренцаччо» по А. де Мюссе (Венеция, 1972) наблюдается отход Б. от графической нотации и др. авангардных приёмов в сторону более традиционного письма. С 1976 развивал синтетический жанр, обозначенный им как «Буссоттиоперабалет» (Bussottioperaballet). Жанр характеризуется изобретательным цитированием музыки и искусства прошлых времён (включая, напр., шаблоны актёрского поведения и элементы реквизита классических итальянских опер) и собственной музыки [с трактовкой своих сочинений (напр., «Rara Requiem», пост. в «Ла Фениче», 1969, и др. произведения крупной формы) как отдельных модулей или страт], эротизмом, утопической концепцией памяти («Вдохновение» по Э. Блоху, Флоренция, 1988) и автобиографичностью («Silvano Sylvano. Жизнеописание», Рим, 2007).

Лит. соч.: I miei teatri: diario segreto, diario pubblico, alcuni saggi. Palermo, 1982; Disordine alfabetico: musica, pittura, teatri, scritture (1957–2002). Milano, 2002.

Лит.: Lucioli A. Sylvano Bussotti. Milano, 1988; Bucci M. Lʼopera di Sylvano Bussotti… Milano, 1988; Evangelista M. Teatri nascosti. Gesto, segno e drammaturgia nellʼopera di Sylvano Bussotti. Firenze, 2013.

Вернуться к началу