Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЕ́ВЧЕСКИЕ КНИ́ГИ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 499

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ПЕ́ВЧЕСКИЕ КНИ́ГИ у хри­сти­ан, сбор­ни­ки пес­но­пе­ний на тек­сты мо­литв для бо­го­слу­жеб­но­го при­ме­не­ния. В свя­зи с осо­бен­но­стя­ми уст­но-мне­монич. тра­ди­ции цер­ков­но­го пе­ния древ­ней­шие П. к. не но­ти­ро­ва­лись; позд­ней­шие, как пра­ви­ло, но­ти­ро­ва­ны. Со­став­ля­лись по двум кри­те­ри­ям: ли­тур­ги­че­ско­му (при­уро­чен­ность к кон­крет­ной служ­бе су­точ­но­го кру­га; хро­но­ло­гич. по­сле­до­ва­ние празд­ни­ков цер­ков­но­го го­да; пес­но­пе­ния ор­ди­нар­ные и спе­ци­фи­че­ские, при­уро­чен­ные к по­сто­ян­ным и под­виж­ным празд­ни­кам, по­ми­но­ве­нию свя­тых и др.) и жан­ро­вому (при­над­леж­ность од­но­му жан­ру). П. к. ка­то­ли­ков: ан­ти­фо­на­рий, гра­ду­ал (ос­нов­ные), так­же гим­на­рий, рес­пон­со­ри­ал (сб-к рес­пон­со­ри­ев), вес­пе­рал (пес­но­пе­ния к ве­чер­не), ин­ви­та­то­рий (сб-к вход­ных ан­ти­фо­нов), про­цес­сио­нал (муз. со­про­во­ж­де­ние про­цес­сий) и др. П. к. пра­во­слав­ных: Оби­ход, Ир­мо­ло­гий, Ок­то­их, Три­одь По­ст­ная и Цвет­ная, Празд­ни­ки (ос­нов­ные), так­же сти­хи­рарь (см. в ст. Сти­хи­ра), кон­да­карь (см. в ст. Кон­дак), де­ме­ст­вен­ник и др. П. к. про­тес­тан­тов (лю­те­ран, анг­ли­кан, ме­то­ди­стов) вклю­ча­ют, как пра­ви­ло, толь­ко об­щин­ные пес­ни (ино­гда на­зы­вае­мые гим­на­ми или хо­ра­ла­ми).

П. к. – цен­ный ис­точ­ник для изу­че­ния ис­то­рии цер­ков­ной му­зы­ки и ду­хов­ной куль­ту­ры в це­лом, по­сколь­ку они от­ра­жа­ют ус­тав­ную спе­ци­фи­ку пе­ния (в т. ч. ор­ден­скую – цис­тер­ци­ан­ские, бе­не­дек­тин­ские ан­ти­фо­на­рии) и ре­гио­наль­ную тра­ди­цию (ам­вро­си­ан­ские, бе­не­вен­тан­ские, санкт-гал­лен­ские П. к.) ли­бо име­ют кон­сти­ту­тив­ный ха­рак­тер. Так, со­лем­ские П. к. с кон. 19 в. ус­та­нав­ли­ва­ют но­вую «ва­ти­кан­скую» нор­му бо­го­слу­жеб­ной му­зы­ки, а си­но­даль­ные из­да­ния П. к. (1772) фик­си­ру­ют «квад­рат­ной но­той» тра­ди­цию др.-рус. зна­мен­но­го рас­пе­ва.

Вернуться к началу