ПЕ́ВЧЕСКИЕ КНИ́ГИ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЕ́ВЧЕСКИЕ КНИ́ГИ у христиан, сборники песнопений на тексты молитв для богослужебного применения. В связи с особенностями устно-мнемонич. традиции церковного пения древнейшие П. к. не нотировались; позднейшие, как правило, нотированы. Составлялись по двум критериям: литургическому (приуроченность к конкретной службе суточного круга; хронологич. последование праздников церковного года; песнопения ординарные и специфические, приуроченные к постоянным и подвижным праздникам, поминовению святых и др.) и жанровому (принадлежность одному жанру). П. к. католиков: антифонарий, градуал (основные), также гимнарий, респонсориал (сб-к респонсориев), весперал (песнопения к вечерне), инвитаторий (сб-к входных антифонов), процессионал (муз. сопровождение процессий) и др. П. к. православных: Обиход, Ирмологий, Октоих, Триодь Постная и Цветная, Праздники (основные), также стихирарь (см. в ст. Стихира), кондакарь (см. в ст. Кондак), демественник и др. П. к. протестантов (лютеран, англикан, методистов) включают, как правило, только общинные песни (иногда называемые гимнами или хоралами).
П. к. – ценный источник для изучения истории церковной музыки и духовной культуры в целом, поскольку они отражают уставную специфику пения (в т. ч. орденскую – цистерцианские, бенедектинские антифонарии) и региональную традицию (амвросианские, беневентанские, санкт-галленские П. к.) либо имеют конститутивный характер. Так, солемские П. к. с кон. 19 в. устанавливают новую «ватиканскую» норму богослужебной музыки, а синодальные издания П. к. (1772) фиксируют «квадратной нотой» традицию др.-рус. знаменного распева.