ОБУ́ХОВ НИКОЛАЙ БОРИСОВИЧ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОБУ́ХОВ Николай Борисович [10(22).4.1892, с. Ольшанка Старооскольского у. Курской губ. – 13.6.1954, Сен-Клу, деп-т О-де-Сен, Франция], рос. композитор, теоретик музыки. Из дворян. Двоюродный брат певицы Н. А. Обуховой. В 1913–1916 учился в С.-Петерб. конс. по классу теории и композиции (среди педагогов – М. О. Штейнберг, Н. Н. Черепнин). В 1918 эмигрировал. Жил в Париже, круг общения включал М. Равеля (который давал О. уроки оркестровки и высоко ценил его муз. талант), С. А. Кусевицкого, муз. критика Б. Ф. Шлёцера (написал ряд статей о композиторе в ж. «La Revue Musicale»), пианистку М. А. Осенак де Брольи.
Значит. влияние на О. оказали эстетика и стилистика поздних сочинений А. Н. Скрябина и рус. религ. философия нач. 20 в., гл. обр. идеи Вл. С. Соловьёва; О. был склонен к мистицизму (некоторые свои сочинения подписывал «Nicolas l’illuminé», «Nicholas l’Extasié»). С 1914 сочинял гл. обр. в изобретённой им самим 12-тоновой системе («гармония 12 тонов без удвоений»), близкой додекафонии (Ю. Н. Холопов называет её «несерийная додекафония»). Ок. 1915 создал соответствующий способ нотации, при котором каждый из 12 звуков получил самостоят. наименование и изображение на нотоносце (отныне в этой системе О. записывал почти все сочинения). Нотация О. полемически обсуждалась в России в 1910-е гг. и во Франции в сер. 1940-х гг. (ею заинтересовался А. Онеггер). В 1929 изобрёл (совм. с инж. П. Довилье) электромузыкальный инструмент сroix sonore (букв. – звучащий крест), близкий терменвоксу и «волнам Мартено»; с демонстрацией этого инструмента и музыки для него О. и Осенак де Брольи в 1930-е гг. с успехом гастролировали во Франции и Бельгии.
Центр. сочинение О. – мистерия «Книга жизни» в 7 частях (на текст композитора, основанный на Библии), над которой он работал предположительно в 1918–24 (не издана, хранится в Нац. б-ке Франции). «Вступление к Книге жизни» (для голосов, 2 фп. и оркестра) было впервые исполнено в 1926 в Парижской опере в концерте под упр. С. А. Кусевицкого (с участием автора в качестве пианиста). Среди др. сочинений: фп. пьесы и циклы пьес (в т. ч. «Шесть молитв», 1915), Три литургические поэмы на слова К. Д. Бальмонта для голоса и фп. (1918, 1919, 1921), Всемирный гимн (Hymne mondial) на собств. текст (для «звучащего креста», голоса и 2 фп., 1937), Третий и последний завет (для 5 голосов, «звучащего креста», органа, 2 фп. и оркестра) (большинство сочинений существует в нескольких вариантах).
Автор труда «Traité d’harmonie tonale, atonale et totale» (1947; с предисл. А. Онеггера).
Муз. сочинения О. не пользовались широким признанием современников, большинство из них не изданы; интерес к ним появился в странах Зап. Европы в 2000-е гг.