МОСКО́ВСКАЯ ШКО́ЛА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МОСКО́ВСКАЯ ШКО́ЛА, 1) композиторская школа 1-й пол. 19 в. Осн. представители: А. Н. Верстовский, А. А. Алябьев, А. Е. Варламов, А. Л. Гурилёв. Их песни, романсы, оперы, водевили отличаются близостью к гор. муз. быту. 2) Композиторская школа 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. («школа Московской консерватории»). Крупнейшие представители: П. И. Чайковский, его ученик С. И. Танеев, ученики Танеева С. В. Рахманинов и А. Н. Скрябин. К М. ш. относятся также Василий С. Калинников (см. в ст. Калинниковы), А. С. Аренский, М. М. Ипполитов-Иванов, Н. К. Метнер и др. В 1870–1880-е гг. М. ш. в идейно-эстетич. и стилистич. отношениях противостояла петербургской школе («Могучей кучке»), была в значительно большей степени ориентирована на зап.-европ. романтизм (существенная роль симфонии, камерно-инструментальной музыки, лирич. направление в оперном жанре), в муз. языке общеевропейские нормы соединялись со стилистикой рус. бытовой гор. музыки. К рубежу 19–20 вв. это различие сгладилось. 3) Группа авторов, регентов, исследователей православной музыки кон. 19 – нач. 20 вв., принадлежащих к т. н. новому направлению в отеч. церковной музыке. Многие из них были связаны с Синодальным училищем церковного пения и Синодальным хором. Среди представителей: композиторы А. Д. Кастальский, А. Т. Гречанинов, П. Г. Чесноков, А. В. Никольский, Виктор С. Калинников (см. в ст. Калинниковы), Н. С. Голованов, регент Н. М. Данилин, исследователи С. В. Смоленский, В. М. Металлов, А. В. Преображенский. Осн. принципы М. ш.: внимание к древним церковным обиходным распевам, поиск форм их многоголосной обработки и форм свободного творчества на этой основе. Одно из высочайших достижений М. ш. – «Всенощное бдение» Рахманинова (1915).