Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МОСКО́ВСКАЯ ШКО́ЛА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 274

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. П. Рахманова

МОСКО́ВСКАЯ ШКО́ЛА, 1) ком­по­зи­тор­ская шко­ла 1-й пол. 19 в. Осн. пред­ста­ви­те­ли: А. Н. Вер­стов­ский, А. А. Алябь­ев, А. Е. Вар­ла­мов, А. Л. Гу­ри­лёв. Их пес­ни, ро­ман­сы, опе­ры, во­де­ви­ли от­лича­ют­ся бли­зо­стью к гор. муз. бы­ту. 2) Ком­по­зи­тор­ская шко­ла 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. («шко­ла Мо­с­ков­ской кон­сер­ва­то­рии»). Круп­ней­шие пред­ста­ви­те­ли: П. И. Чай­ков­ский, его уче­ник С. И. Та­не­ев, уче­ни­ки Та­нее­ва С. В. Рах­ма­ни­нов и А. Н. Скря­бин. К М. ш. от­но­сятся так­же Ва­си­лий С. Ка­лин­ни­ков (см. в ст. Ка­лин­ни­ко­вы), А. С. Арен­ский, М. М. Ип­по­ли­тов-Ива­нов, Н. К. Мет­нер и др. В 1870–1880-е гг. М. ш. в идей­но-эс­те­тич. и сти­ли­стич. от­но­ше­ни­ях про­ти­во­стоя­ла пе­тер­бург­ской шко­ле («Мо­гу­чей куч­ке»), бы­ла в зна­чи­тель­но боль­шей сте­пе­ни ори­ен­ти­ро­ва­на на зап.-ев­роп. ро­ман­тизм (су­ще­ст­вен­ная роль сим­фо­нии, ка­мер­но-ин­ст­ру­мен­таль­ной му­зы­ки, ли­рич. на­прав­ле­ние в опер­ном жан­ре), в муз. язы­ке об­ще­ев­ро­пей­ские нор­мы со­еди­ня­лись со сти­ли­сти­кой рус. бы­то­вой гор. му­зы­ки. К ру­бе­жу 19–20 вв. это раз­ли­чие сгла­ди­лось. 3) Груп­па ав­то­ров, ре­ген­тов, ис­сле­до­ва­те­лей пра­во­слав­ной му­зы­ки кон. 19 – нач. 20 вв., при­над­ле­жа­щих к т. н. но­во­му на­прав­ле­нию в отеч. цер­ков­ной му­зы­ке. Мно­гие из них бы­ли свя­за­ны с Си­но­даль­ным учи­ли­щем цер­ков­но­го пе­ния и Си­но­даль­ным хо­ром. Сре­ди пред­ста­ви­те­лей: ком­по­зи­то­ры А. Д. Кас­таль­ский, А. Т. Гре­ча­ни­нов, П. Г. Чес­но­ков, А. В. Ни­коль­ский, Вик­тор С. Ка­лин­ни­ков (см. в ст. Калин­ни­ко­вы­), Н. С. Го­ло­ва­нов, ре­гент Н. М. Да­ни­лин, ис­сле­до­ва­те­ли С. В. Смо­лен­ский, В. М. Ме­тал­лов, А. В. Пре­об­ра­жен­ский. Осн. прин­ци­пы М. ш.: вни­ма­ние к древ­ним цер­ков­ным оби­ход­ным рас­пе­вам, по­иск форм их мно­го­го­лос­ной об­ра­бот­ки и форм сво­бод­но­го твор­че­ст­ва на этой ос­но­ве. Од­но из вы­со­чай­ших до­сти­же­ний М. ш. – «Все­нощ­ное бде­ние» Рах­ма­ни­но­ва (1915).

Вернуться к началу