МЕ́ЗЕНЕЦ АЛЕКСАНДР
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МЕ́ЗЕНЕЦ (в миру Стремоухов) Александр [нач. 17 в., Новгород-Северский – после 1677, Москва (?)], рус. муз. теоретик, знаток древних традиций церковного пения (дидаскал). Из служилых дворян. С 1640-х гг. монах, с 1668 старец звенигородского Саввино-Сторожевского мон. С сер. 1660-х гг. редактировал раздельноречные певческие книги (см. Раздельноречие), исправляя их «на речь» (т. е. приводя пение в соответствие с чтением, без огласовки редуцированных полугласных «ъ» и «ь»); итогом этой работы стал рукописный сборник (1666), содержавший книги Ирмологий (см. в ст. Ирмос), Октоих, Обиход, исправленные «с древних знаменных письмянных певчих преводов», а также печатный Ирмологий, исправленный М. в составе комиссии из 6 дидаскалов (созвана в 1669–1670 по указу царя Алексея Михайловича). Комиссией была также усовершенствована крюковая нотация (см. Крюки), что получило отражение в теоретич. трактате «Извещение о согласнейших пометах во кратце изложенных [со изящным намерением] требующим учитися пения» (1670; издан С. В. Смоленским под назв. «Азбука знаменного пения. Извещение о согласнейших пометах старца Александра Мезенца», 1888). Рукопись «Извещения...» хранится в РНБ в С.-Петербурге (имя М. скрыто в акростихе: «Трудился Александер Мезенец и прочии»); в ней наиболее полно изложена теория знаменного распева, описан 12-ступенный обиходный звукоряд. При переводе текста Ирмология на истинноречный, с сохранением крюковой нотации, возникли технич. трудности печатания знамён в 2 цвета, поэтому вместо киноварных помет комиссией предложено использовать тушевые (чёрные) призна́ки (дополнит. обозначения при знамёнах, известные по звенигородским рукописям с 1640-х гг.). В «Извещении...» М. изложил эту систему как адекватную («согласнейшую») системе помет. В рукописных певческих книгах 17 в. призна́ки стали употребляться наравне с пометами.