Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АВРАА́МОВ АРСЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2015 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. П. Рахманова, С. Н. Лебедев

АВРАА́МОВ Ар­се­ний Ми­хай­ло­вич [10(22).4.1886, ху­тор Ма­лый Не­све­тай, Область войска Донского – 19.5.1944, Мо­ск­ва], российский ком­по­зи­тор, музыкальный тео­ре­тик, изо­бре­та­тель. Из семьи казачьего атамана. Учил­ся в Дон­ском ка­дет­ском кор­пу­се и Музыкально-дра­ма­тическом училище Московского фи­лар­мо­нического общества (1908–11, важнейшие учителя  И. Н. Протопопов и А. Н. Корещенко). Брал частные уроки композиции у С. И. Танеева. В 1917–18 ко­мис­сар ис­кусств Нар­ком­про­са РСФСР, один из ор­га­ни­за­то­ров Про­лет­куль­та. Пре­по­да­вал в Московской (193031, факультатив «История и теория тоносистем») и Рос­тов­ской (курс теории музыки) кон­сер­ва­то­ри­ях, был членом ГАХН и Государственной ака­де­мии ис­кус­ст­во­зна­ния, со­труд­ни­ком ГИМНа. В 1927 вы­сту­пал в Германии с лек­ция­ми, пропагандировавшими изобретённую им «универсальную систему тонов» (нем. das universelle Tonsystem), в основу которой положил деление октавы на 48 микроинтервалов. В конце 1920-х гг. за­ни­мал­ся ис­кусственным син­те­зом зву­ка, изо­брёл ме­тод гра­фической за­пи­си зву­ка на плён­ку пу­тём вос­про­из­ве­де­ния ри­со­ван­ных гео­мет­рических фи­гур (позд­нее ис­поль­зо­вал­ся для оз­ву­чи­ва­ния филь­мов). Ав­тор зна­ме­нитых «гуд­ко­вых сим­фо­ний» (считаются прообразами позднейшей конкретной музыки), ис­пол­не­ни­ем ко­то­рых ру­ко­во­дил в Ба­ку (1923) и Мо­ск­ве во вре­мя празд­но­ва­ния па­мят­ных ре­во­люционных дат. В сво­их ис­сле­до­ва­ни­ях и экс­пе­ри­мен­тах пред­вос­хи­тил кон­цеп­ции зву­ко­во­го про­стран­ст­ва Э. Ва­ре­за и К. Шток­хау­зе­на. В 1935–41 жил в Наль­чике, за­пи­сал ок. 1000 об­раз­цов музыкального фольк­ло­ра на­ро­дов Северного Кав­ка­за, сде­лал ряд об­ра­бо­ток ка­бардинских, балкарских, ка­зачь­их пе­сен. Написал оркестровые «Марш на кабардинскую тему» (1936), увертюру «Аул Батыр» (1940), «Фантазию на кабардинские темы» (1940), в которых использовал фольклорные темы.

Авраамов  автор нескольких музыкально-теоретических статей и рецензий в различных журналах (преимущественно российских) 2-й половины 1910-х и 1920-х гг. Стремясь преодолеть ограничения равномерной темперации (вину за внедрение которой Авраамов ошибочно возлагал на И. С. Баха, с его «Хорошо темперированным клавиром»), предлагал вернуться к акустически чистой музыке. Для этой цели ещё в 1910-х гг.  Авраамов разработал так называемый «смычковый полихорд» (конструкция позволяла слегка менять фиксированную высоту звука). Показательна полемика Авраамова с Л. Л. Сабанеевым об «ультрахроматизме» (термин Сабанеева), разразившаяся в 191516 на страницах журнала «Музыкальный современник». Драматизм её в том, что оппоненты вкладывали в понятие ультрахроматизма разный смысл. Для Авраамова микротоновые (ультрахроматические) интервалы необходимы в целях акустической коррекции «грязных» созвучий, для достижения идеальной акустической чистоты недостаточной в 12-ступенном октавном равномерно темперированном звукоряде. По Сабанееву, микротоновые интервалы должны приобрести значение самостоятельных структурных единиц в рамках неких (впрочем, не конкретизированных Сабанеевым) новых ладовых звукорядов (см. Микрохроматика).

Лит.: Сабанеев Л. Л. Ультрахроматическая полемика // Музыкальный современник, 1916, № 6; Wehrmeyer A. Studien zum russischen Musikdenken um 1920. Frankfurt, 1991; Румянцев С. Арс новый, или Дела и приключения безустального казака Арсения Авраамова. М., 2007.

Вернуться к началу