Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПОГРАНИ́ЧНЫЕ УКРЕПЛЁННЫЕ ЛИ́НИИ

  • рубрика

    Рубрика: Военное дело

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 516

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. М. Плеханов

ПОГРАНИ́ЧНЫЕ УКРЕПЛЁННЫЕ ЛИ́НИИ, сис­те­ма обо­ро­ни­тель­ных ук­ре­п­ле­ний, со­сто­яв­шая из фор­ти­фи­кац. со­ору­же­ний, по­стро­ен­ных на гра­ни­це го­су­дар­ст­ва. Строи­лись в Древ­нем Егип­те, Древ­нем Ри­ме, Древ­нем Ки­тае, в зап.-ев­роп. стра­нах (до 17 в.), в Рос­сии (до нач. 20 в.). С по­мо­щью П. у. л. Рос­сия обес­пе­чи­ва­ла свою за­щи­ту от на­па­де­ний мон­го­ло-тат., крым­ско-тат. войск и гор­цев на Сев. Кав­ка­зе, а так­же в ка­че­ст­ве опо­ры при на­сту­п­ле­нии на про­тив­ни­ка. В Рос­сии соз­да­ние П. у. л. на­ча­лось ещё в 9–11 вв. с воз­ве­де­ния обо­ро­нит. ук­ре­п­лён­ных ли­ний Др.-рус. гос-ва. В про­цес­се уси­ле­ния Мо­с­ков­ско­го ве­ли­ко­го кня­же­ст­ва в 14 в. бы­ла соз­да­на сто­ро­же­вая по­гра­нич­ная ли­ния по ре­кам Хо­пёр, Во­ро­неж и Дон. В 16–17 вв. на юж., юго-вост. и вост. гра­ни­цах Рус. гос-ва соз­да­на сис­те­ма П. у. л., по­лу­чив­шая назв. за­сеч­ных черт. По ме­ре рас­ши­ре­ния тер­ри­то­рии Рос­сии в 18–19 вв. на ос­но­ве опы­та обо­ро­нит. ли­ний и за­сеч­ных черт воз­ник­ла сис­те­ма П. у. л., со­сто­яв­шая из кре­по­стей и ук­ре­п­лён­ных го­ро­дов, ме­ж­ду ко­то­ры­ми соз­да­ва­лись по­ле­вые ук­ре­п­ле­ния обыч­но в ви­де зем­ля­но­го ва­ла выс. ок. 4,5 м, ино­гда с де­рев. ты­ном на­вер­ху, рва ши­ри­ной 4,5–5 м и глу­би­ной 2–4 м. Пе­ред рвом ус­та­нав­ли­ва­лись за­се­ки и ста­ви­лись ро­гат­ки про­тив кон­ни­цы. Че­рез ка­ж­дые 200–600 м вал имел вы­сту­пы, что по­зво­ля­ло обо­ро­нять под­сту­пы к ва­лу ру­жей­ным ог­нём. Уст­раи­ва­лись сиг­наль­ные выш­ки, на ко­то­рых на­хо­ди­лись боч­ки с го­рю­чим, под­жи­гав­шим­ся при при­бли­же­нии про­тив­ни­ка. В ле­сах де­ла­лись за­се­ки. Ох­ра­няв­шие П. у. л. от­ря­ды ли­ней­ных войск и ка­за­ков (см. Ка­за­че­ст­во) рас­по­ла­га­лись в баш­нях или зем­ля­ных ук­ре­п­ле­ни­ях за ва­лом. В нач. 18 в. по­яви­лись но­вые П. у. л.: в 1706–08 на зап. гра­ни­це по ру­бе­жу Псков – Смо­ленск – Брянск; по­сле взя­тия Азо­ва воз­ве­де­на ук­ре­п­лён­ная ли­ния от устья р. Орель на Та­ган­рог и Азов, из­ме­нив­шая своё на­прав­ле­ние по­сле 1711 на устье р. Дон и про­дол­жен­ная до Ка­ла­ча. Вол­го-Дон­ской пе­ре­ше­ек в 1718–23 пе­ре­сек­ла Ца­ри­цын­ская П. у. л. В 1724 имп. Пётр I ввёл кре­по­ст­ную сис­те­му обо­роны гра­ниц (в осн. на за­па­де), но пол­но­стью от­ка­зать­ся от П. у. л. Рос­сия не мог­ла вви­ду боль­шой про­тя­жён­но­сти гра­ни­цы на юге и вос­то­ке. В 1731–35 для за­щи­ты от крым­ских та­тар по­строе­на Ук­ра­ин­ская П. у. л. от устья р. Орель до Изю­ма про­тя­жён­но­стью св. 400 вёрст. Она про­хо­ди­ла по юж. сто­ро­не Харь­ков­ской и Пол­тав­ской гу­бер­ний, име­ла 17 кре­по­стей, снаб­жён­ных зем­ля­ны­ми бру­ст­ве­ра­ми, рва­ми с во­дой, па­ли­са­да­ми и пр. Сис­те­ма обо­ро­ны от­ли­ча­лась от ра­нее су­ще­ст­во­вав­шей Бел­го­род­ской чер­ты. Кре­по­сти Ук­ра­ин­ской П. у. л. воз­во­ди­лись на со­вер­шен­но от­кры­той, ров­ной ме­ст­но­сти в ви­де зем­ля­ных го­род­ков че­ты­рёх­уголь­ной фор­мы, ме­ж­ду ко­то­ры­ми раз­ме­ща­лись ре­ду­ты; они со­еди­ня­лись ва­ла­ми и рвом. Ре­ду­ты име­ли фор­по­сты, раз­ме­щён­ные в блок­гау­зах – де­рев. до­ми­ках, верх­ние эта­жи ко­то­рых при­спо­саб­ли­ва­лись для ве­де­ния ру­жей­но­го ог­ня. Ук­ра­ин­ская П. у. л. по­те­ря­ла зна­че­ние по­сле по­строй­ки позд­нее Днеп­ров­ской (Но­вой Ук­ра­ин­ской) П. у. л. в 1770 впе­ре­ди Ук­ра­ин­ской на 150 км. Днеп­ров­ская ли­ния при­кры­ва­ла свои­ми кре­по­стя­ми и зем­ля­ны­ми со­ору­же­ния­ми Крым­скую степь, ох­ра­ня­лась гу­сар­ски­ми, по­се­лен­ны­ми пол­ка­ми (см. По­се­лен­ные вой­ска) и ка­за­ка­ми. За­пад­нее, от Днеп­ра до Бу­га, по­гра­нич­ную служ­бу не­сли за­по­рож­ские ка­за­ки (см. За­по­рож­ская Сечь). В 1735 по­строй­кой кре­по­сти Киз­ляр по­ло­же­но на­ча­ло соз­да­нию Кав­каз­ской П. у. л., позд­нее про­дол­жен­ной до устья р. Ку­бань. За­тем бы­ли воз­ве­де­ны П. у. л.: Чер­но­мор­ская (бе­ре­го­вая) (1737–1739), Моз­док­ская (1763), Азо­во-Моз­док­ская (Азов­ско-Моз­док­ская; 1777–80), Чер­но­мор­ская (кор­дон­ная; 1792), Ку­бан­ская (1794). Для за­кре­п­ле­ния за­волж­ской тер­ри­то­рии в 1731–36 по­строе­на Но­вая За­кам­ская П. у. л. в 35–85 км впе­ре­ди ста­рой за­сеч­ной чер­ты, час­тич­но смы­ка­ясь с ней. В 1739 за­кон­че­но строи­тель­ст­во Орен­бург­ской П. у. л., ко­то­рая так же, как и си­бир­ская и сред­не­ази­ат­ская ли­нии, со­стоя­ла из отд. ук­ре­п­ле­ний и кре­по­стей без сплош­но­го ва­ла. Она бы­ла раз­де­ле­на на неск. дис­тан­ций: Ниж­не­ураль­скую, Са­мар­скую, Сак­мар­скую, Крас­но­гор­скую, Ор­скую, Ки­зиль­скую. За­тем бы­ли по­строе­ны Ураль­ская и Уй­ская П. у. л. К за­па­ду от Орен­бург­ской П. у. л., к Вол­ге, шла Са­мар­ская П. у. л. (1736–42), на юг до Кас­пия – Ниж­не­яиц­кая, на се­ве­ро-вос­ток – Верх­не­яиц­кая, Верх­няя и Ниж­няя Уй­ские П. у. л. (1739). Об­щая про­тя­жён­ность этих ли­ний со­ста­ви­ла 1300 вёрст. На них бы­ло воз­ве­де­но 114 кре­по­стей и ре­ду­тов. Ме­ж­ду опор­ны­ми пунк­та­ми связь под­дер­жи­ва­лась кон­ны­ми разъ­ез­да­ми. В до­пол­не­ние к ним в 1736 воз­ве­де­на Ека­терин­бург­ская и в 1810–22 Но­во­илец­кая П. у. л. Во вре­мя Кав­каз­ской вой­ны 1817–64 Кав­каз­ская П. у. л. бы­ла про­дви­ну­та до р. Сун­жа и по­стро­ен ряд но­вых ли­ний: Сун­жен­ская (1817–21), Лез­гин­ская (1830), Ла­бин­ская (1840), Чер­но­мор­ская (бе­ре­го­вая; 1837–39), Бе­ло­ре­чен­ская (1860). По­сле при­сое­ди­не­ния Кры­ма (1783) и Кав­ка­за (1864) к Рос­сии юж­ные П. у. л. ут­ра­ти­ли своё зна­че­ние. Ещё в 1716 на­ча­лось строи­тель­ст­во Си­бир­ской П. у. л. За­тем она де­ли­лась на др. ли­нии и по­яви­лись но­вые П. у. л. как в Си­би­ри, так и в Ср. Азии: Ста­рая Ишим­ская (1737), Ир­тыш­ская (1745–50), То­бо­ло-Ишим­ская (1752–54), Ко­лы­ва­но-Куз­нец­кая (1747–1768), Бух­тар­мин­ская (1760). Си­бир­ская П. у. л. по­сте­пен­но вы­дви­га­лась на юг и вос­ток и в сер. 19 в. дос­тиг­ла на вос­то­ке фор­та Вер­ный и на за­па­де устья р. Сыр­да­рья. Бы­ли по­строе­ны вос­точ­нее оз. Бал­хаш Но­вая Си­бир­ская (1847–54), Эм­бин­ская (1826), Ак­мо­лин­ско-Кок­че­тав­ская (1837), Сыр­дарь­ин­ская (1853–64), Ко­канд­ская (1864) П. у. л. По­сле при­со­еди­не­ния Ср. Азии (1868) все эти П. у. л. уп­разд­не­ны, но в Вост. Си­би­ри су­ще­ст­во­ва­ли до 1-й ми­ро­вой вой­ны Нер­чин­ская и Се­лен­гин­ская П. у. л., служ­бу на ко­то­рых не­сли ка­за­ки, ох­ра­няя гра­ни­цу от кон­тра­бан­ди­стов и хун­ху­зов (во­оруж. маньч. банд) и ло­вя бег­лых ка­торж­ни­ков. По­яв­ле­ние но­вых фор­ти­фи­кац. форм ук­ре­п­ле­ния гра­ни­цы при­ве­ло к то­му, что П. у. л. во 2-й пол. 19 в. ут­ра­ти­ли своё зна­че­ние. В Рос. им­пе­рии всю­ду утвер­ди­лась кре­по­ст­ная сис­те­ма при­кры­тия гра­ниц, ко­то­рая (как и в др. го­су­дар­ст­вах) про­су­ще­ст­во­ва­ла до 1-й ми­ро­вой вой­ны, а за­тем в СССР бы­ла за­ме­не­на сис­те­мой ук­ре­п­лён­ных рай­онов.

В 21 в. к так­ти­ке П. у. л. об­ра­тил­ся Из­ра­иль, соз­дав Из­ра­иль­ский раз­де­ли­тель­ный барь­ер, ко­то­рый от­де­ля­ет Из­ра­иль от зап. бе­ре­га р. Иор­дан (ис­то­ри­че­ские Иу­дея и Са­ма­рия). Пред­став­ля­ет со­бой за­бор (96%) и сте­ну (4%). Б. ч. пре­гра­ды (св. 700 км) со­сто­ит из ме­тал­лич. за­бо­ра с ко­лю­чей про­во­ло­кой, тран­шеи, за­бо­ра с дат­чи­ка­ми дви­же­ния, пес­ча­ной по­ло­сы для на­блю­де­ния за сле­да­ми и ас­фаль­ти­ро­ван­ной пат­руль­ной до­рож­ки.

Лит.: Лас­ков­ский Ф. Ф. Ма­те­риа­лы для ис­то­рии ин­же­нер­но­го ис­кус­ст­ва в Рос­сии. СПб., 1858–1865. Ч. 1–3; Ежу­ков Е. Л. Го­ря­чие ок­раи­ны Рос­сии. М., 2000.

Вернуться к началу