ЗАСЕ́ЧНЫЕ ЧЕРТЫ́
-
Рубрика: Военное дело
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЗАСЕ́ЧНЫЕ ЧЕРТЫ́ (засечные линии), система инженерных оборонительных сооружений на пограничных рубежах Рус. государства в 16–17 вв. С момента образования Др.-рус. гос-во вынуждено было вести непрерывную борьбу с племенами степных кочевников и некоторыми государствами Средней и Северной Европы. Для защиты от нашествий и набегов противника стали создаваться специальные приграничные оборонительные фортификационные сооружения с опорой на естественные (водные, рельефные, лесные и др.) препятствия. В соответствии с этим принципом были возведены «Змиевы валы». В 12 – нач. 13 вв. на путях вероятного движения противника устраивались засеки. В 14 в. вел. кн. владимирский Иван I Данилович для защиты юж. рубежей Владимирского вел. кн-ва возвёл беспрерывную линию засек от р. Ока к р. Дон и далее к р. Волга. Протяжённость отд. засек со временем увеличивалась, и они превращались в засечные линии. В 1520–30-х гг. по р. Ока стала создаваться оборонит. линия, включавшая города-крепости Козельск, Калуга, Коломна, Серпухов, Муром, Нижний Новгород и др. Южнее возводилась передовая линия, связывавшая города Новгород-Северский, Путивль, Мценск, Пронск. В сер. 16 в. на основе этих линий возникла Большая З. ч. Затем она была усовершенствована, а южнее построена Белгородская черта. Наиболее интенсивно шло строительство З. ч. во 2-й пол. 17 в. В это время завершено сооружение Симбирской З. ч., создана предшественница Закамской укреплённой линии – Закамская З. ч. Продолжением Белгородской З. ч. с 1650-х гг. стала Тамбовская З. ч., которая огибала с юга Тамбов и подходила к Шацку. Она включала Тамбовский большой вал длиной в 50 км, 3 малых вала, неск. острогов и лесные засеки. В 1676–80 построена Пензенская З. ч., соединявшая Пензу с Симбирской З. ч. у г. Инсар. Затем она стала частью Сызранской З. ч. В 1679–81 сооружена Изюмская З. ч., которая проходила от станицы Коломак через города Изюм, Царёв-Борисов, Валуйки и соединялась с Белгородской З. ч. у г. Усерд. В 1685 возведена Исетская З. ч. между реками Исеть и Тобол.
З. ч. состояла из лесных завалов – засек, укреплённых земляных валов, усиленных дерев. конструкциями и башнями, рвов, частоколов, надолбов. В З. ч. входили города-крепости с постоянными гарнизонами, «стоялые остроги» со сменными отрядами, разл. опорные пункты и др. укрепления. В оборонит. систему включались реки, леса, болота и глубокие овраги. В засечных (заповедных) лесах запрещалось производить заготовку древесины, прокладывать дороги и тропы. Укрепления З. ч. в зависимости от характера местности имели ширину от 40 м до 60 км. На наиболее опасных направлениях устраивались два и более ряда укреплений. Для лучшего надзора и охраны З. ч. делились на звенья, границы которых обозначались местными приметами. Во главе каждого из них стоял засечный приказчик, который ведал отд. звеном или опорным пунктом засеки. В подчинении у него были поместные и приписные сторожа. Засечный приказчик отвечал за содержание засек, организацию надзора и охрану своего участка; подчинялся засечному голове и воеводе. Руководство строительством З. ч. и организацией на них службы возлагалось на приграничных воевод (наместников), в подчинении у которых находились засечные головы. Охрана и оборона З. ч. возлагалась на засечную стражу, в которую набирались преим. жители окрестных селений (по 1 чел. с 20 дворов). Эту задачу она решала совм. с гарнизонами городов-крепостей (от нескольких сотен до 1,5 тыс. чел.) и полевыми войсками. Засечная стража была вооружена топорами, пищалями, от казны получала по 2 фунта пороха и столько же свинца. Во 2-й пол. 16 в. стража насчитывала от 30 до 35 тыс. ратных людей. Они охраняли черту станицами (отрядами), высылавшими от себя «сторожей» (разъезды), которые наблюдали за обширным районом перед З. ч. Для строительства З. ч. и содержания засечной стражи в 3-й четв. 16 в. стал собираться особый налог – т. н. засечные деньги. З. ч. в значит. степени укрепили охрану и защиту пограничных рубежей Рус. гос-ва, а также способствовали заселению лесостепной зоны и освоению новых территорий выходцами из русских земель. С 18 в. опыт строительства З. ч. и организации на них спец. службы широко использовался при сооружении пограничных укреплённых линий.