Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЛЕПОГЛУХОНЕМОТА́

  • рубрика

    Рубрика: Медицина

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 402

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. Н. Киселёва

СЛЕПОГЛУХОНЕМОТА́, со­че­та­ние сле­по­ты с глу­хо­не­мо­той, воз­ни­каю­щее как ано­ма­лия раз­ви­тия или как по­след­ст­вие не­ко­то­рых бо­лез­ней ран­не­го дет­ско­го воз­рас­та. Вро­ж­дён­ная С. на­блю­да­ет­ся зна­чи­тель­но ре­же при­об­ре­тён­ной и воз­ни­ка­ет при воз­дей­ст­вии на плод вред­ных фак­то­ров (ви­рус­ные ин­фек­ции, ин­ток­си­ка­ции, трав­мы и др.). При­чи­ны при­об­ре­тён­ной С. – ин­фекц. бо­лез­ни (ме­нин­гит, скар­ла­ти­на, корь и др.), опу­хо­ли и трав­мы го­лов­но­го моз­га. Обу­че­ние де­тей со С. свя­за­но с бoльшими труд­но­стя­ми из-за то­го, что поч­ти един­ст­вен­ным ис­точ­ни­ком фор­ми­ро­ва­ния об­ра­зов объ­ек­тов внеш­не­го ми­ра у них яв­ля­ет­ся функ­ция так­тиль­но-дви­гат. ана­ли­за­то­ра. При их обу­че­нии ис­поль­зу­ют дак­ти­ло­ло­гию, брай­лев­ский шрифт, т. н. кла­виш­ные при­бо­ры (те­ле­так­то­ры) – зву­ко­уси­ли­ваю­щие уст­рой­ст­ва, ко­то­рые пре­об­ра­зу­ют зву­ки ре­чи в со­от­вет­ст­вую­щие виб­ра­ци­он­ные им­пуль­сы. Дос­ти­жения мик­ро­хи­рур­гии гла­за и уха по­зво­ля­ют мно­гим сле­пог­лу­хо­не­мым на­учить­ся ори­ен­ти­ро­вать­ся в ок­ру­жаю­щей сре­де, при­об­ре­сти на­вы­ки са­мо­об­слу­жи­ва­ния и спо­соб­ст­ву­ют их об­ще­му раз­ви­тию. Ши­ро­ко из­вест­ны стра­дав­шие С. по­этес­са Л. Брид­жмен (1829–89), пе­да­гог и фи­ло­соф Э. Кел­лер (1880–1968; обе – США), О. И. Ско­ро­хо­до­ва. См. так­же Сур­до­пе­да­го­ги­ка, Сур­до­тех­ни­ка.

Лит.: Ме­ще­ря­ков А. И. Сле­пог­лу­хо­не­мые де­ти. Раз­ви­тие пси­хи­ки в про­цес­се фор­ми­ро­ва­ния по­ве­де­ния. М., 1974; Ми­хай­лов Ф. Т. За­гад­ка че­ло­ве­че­ско­го Я. М., 1981.

Вернуться к началу