ГЛУХОНЕМОТА́
-
Рубрика: Медицина
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГЛУХОНЕМОТА́ (сурдомутизм), врождённая или приобретённая в раннем детстве глухота и обусловленное ею отсутствие устной речи – немота. В возникновении Г. важную роль играют наследственность и конституциональные факторы. Г. передаётся по наследству как рецессивный признак, т. е. у глухонемых родителей возможно рождение как глухонемого, так и нормально слышащего ребёнка (вероятность определяется при медико-генетическом консультировании). Особенно опасны в отношении Г. браки глухонемых с кровными родственниками.
Поскольку развитие речи в норме происходит на основе слухового восприятия речи окружающих и подражания ей, у ребёнка, родившегося глухим или потерявшего слух в возрасте до 1 года, неизбежно развивается Г. Она может быть также следствием недоразвития уха, дегенеративных процессов в слуховом анализаторе при менингите, скарлатине, сифилисе, дифтерии, инфекционном паротите, лабиринтите, родовой травме, интоксикации в период беременности (алкоголь, наркотики, т. н. ототоксич. лекарственные средства), перенесённых беременной инфекций (краснуха), а также при резко выраженной тугоухости у ребёнка раннего возраста. Каких-либо патологич. изменений в речевом аппарате у глухонемых обычно не наблюдается.
Распознавание Г. сводится к установлению связи между отсутствием речи и нарушением слуха. Диагноз Г. у детей раннего возраста затруднён из-за того, что отсутствие слуха у них часто остаётся незамеченным. В этом случае дифференцировать Г. от речевых нарушений при нормальном слухе (напр., при афазии) нередко сложно. Учитывая особенности действия причинных факторов при Г. (недоразвитие или гибель органов слуха), лечение её, т. е. восстановление слуха и речи, считают бесперспективным. Профилактика Г. заключается в предупреждении и устранении причин, вызывающих врождённую глухоту в раннем возрасте. В помощь глухонемым, глухим и слабослышащим созданы сурдологич. кабинеты (см. Сурдопедагогика), налажена система слухопротезирования (подбор слухового аппарата, обучение и тренировка в пользовании им). Обучение глухонемых детей (с учётом их умственного развития) проводят в дошкольных учреждениях, а затем в спецшколах и интернатах. Мн. глухонемые успешно обучаются в вузах, работают в разл. учреждениях и на производстве. Сочетание Г. с потерей зрения определяют как слепоглухонемоту.