Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГЛУХОНЕМОТА́

  • рубрика

    Рубрика: Медицина

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 261

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Морозова

ГЛУХОНЕМОТА́ (сур­до­му­тизм), вро­ж­дён­ная или при­об­ре­тён­ная в ран­нем дет­ст­ве глу­хо­та и обу­слов­лен­ное ею от­сут­ст­вие уст­ной ре­чи – не­мо­та. В воз­ник­но­ве­нии Г. важ­ную роль иг­ра­ют на­след­ст­вен­ность и кон­сти­ту­цио­наль­ные фак­то­ры. Г. пе­ре­да­ёт­ся по на­след­ст­ву как ре­цес­сив­ный при­знак, т. е. у глу­хо­не­мых ро­ди­те­лей воз­мож­но ро­ж­де­ние как глу­хо­не­мо­го, так и нор­маль­но слы­ша­ще­го ре­бён­ка (ве­ро­ят­ность оп­ре­де­ля­ет­ся при ме­ди­ко-ге­не­ти­че­ском кон­суль­ти­ро­ва­нии). Осо­бен­но опас­ны в от­но­ше­нии Г. бра­ки глу­хо­не­мых с кров­ны­ми род­ст­вен­ни­ка­ми.

По­сколь­ку раз­ви­тие ре­чи в нор­ме про­ис­хо­дит на ос­но­ве слу­хо­во­го вос­при­ятия ре­чи ок­ру­жаю­щих и под­ра­жа­ния ей, у ре­бён­ка, ро­див­ше­го­ся глу­хим или по­те­ряв­ше­го слух в воз­рас­те до 1 го­да, не­из­беж­но раз­ви­ва­ет­ся Г. Она мо­жет быть так­же след­ст­ви­ем не­до­раз­ви­тия уха, де­ге­не­ра­тив­ных про­цес­сов в слу­хо­вом ана­ли­за­то­ре при ме­нин­ги­те, скар­ла­ти­не, си­фи­ли­се, диф­те­рии, ин­фек­ци­он­ном па­ро­ти­те, ла­би­рин­ти­те, ро­до­вой трав­ме, ин­ток­си­ка­ции в пе­ри­од бе­ре­мен­но­сти (ал­ко­голь, нар­ко­ти­ки, т. н. ото­ток­сич. ле­кар­ст­вен­ные сред­ст­ва), пе­ре­не­сён­ных бе­ре­мен­ной ин­фек­ций (крас­ну­ха), а так­же при рез­ко вы­ра­жен­ной ту­го­ухо­сти у ре­бён­ка ран­не­го воз­рас­та. Ка­ких-ли­бо па­то­ло­гич. из­ме­не­ний в ре­че­вом ап­па­ра­те у глу­хо­не­мых обыч­но не на­блю­да­ет­ся.

Рас­по­зна­ва­ние Г. сво­дит­ся к ус­та­нов­ле­нию свя­зи ме­ж­ду от­сут­ст­ви­ем ре­чи и на­ру­ше­ни­ем слу­ха. Ди­аг­ноз Г. у де­тей ран­не­го воз­рас­та за­труд­нён из-за то­го, что от­сут­ст­вие слу­ха у них час­то ос­та­ётся не­за­ме­чен­ным. В этом слу­чае диф­фе­рен­ци­ро­вать Г. от ре­че­вых на­ру­ше­ний при нор­маль­ном слу­хе (напр., при афа­зии) не­ред­ко слож­но. Учи­ты­вая осо­бен­но­сти дей­ст­вия при­чин­ных фак­то­ров при Г. (не­до­раз­ви­тие или ги­бель ор­га­нов слу­ха), ле­че­ние её, т. е. вос­ста­нов­ле­ние слу­ха и ре­чи, счи­та­ют бес­пер­спек­тив­ным. Про­фи­лак­ти­ка Г. за­клю­ча­ет­ся в пре­ду­пре­ж­де­нии и уст­ра­не­нии при­чин, вы­зы­ваю­щих вро­ж­дён­ную глу­хо­ту в ран­нем воз­рас­те. В по­мощь глу­хо­не­мым, глу­хим и сла­бо­слы­ша­щим соз­да­ны сур­до­ло­гич. ка­би­не­ты (см. Сур­до­пе­да­го­ги­ка), на­ла­же­на сис­те­ма слу­хо­про­те­зи­ро­ва­ния (под­бор слу­хо­во­го ап­па­ра­та, обу­че­ние и тре­ни­ров­ка в поль­зо­ва­нии им). Обу­че­ние глу­хо­не­мых де­тей (с учё­том их ум­ст­вен­но­го раз­ви­тия) про­во­дят в до­шко­ль­ных уч­ре­ж­де­ни­ях, а за­тем в спец­шко­лах и ин­тер­на­тах. Мн. глу­хо­не­мые ус­пеш­но обу­ча­ют­ся в ву­зах, ра­бо­та­ют в разл. уч­ре­ж­де­ни­ях и на про­из­вод­ст­ве. Со­че­та­ние Г. с по­те­рей зре­ния оп­ре­де­ля­ют как сле­пог­лу­хо­не­мо­ту.

Лит.: Бо­лез­ни уха, гор­ла и но­са. (Ру­ко­вод­ство для вра­чей). М., 1969; Джа­фек Б. У., Старк Э. К. Сек­ре­ты ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. М., 2001.

Вернуться к началу