Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЕРБОЛУ́ЖИЦКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 64-65

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. В. Попова

СЕРБОЛУ́ЖИЦКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, ли­те­ра­ту­ра лу­жиц­ких сер­бов (лу­жи­чан) на ла­тин­ском, верх­не­лу­жиц­ком, ниж­не­лу­жиц­ком (см. Лу­жиц­кий язык) и не­мец­ком язы­ках. Пер­вый па­мят­ник де­ло­вой пись­мен­но­сти – Бу­ди­шин­ская при­ся­га (меж­ду 1530 и 1532). В 16–17 вв. в рус­ле Ре­фор­ма­ции круп­ней­шие гу­ма­ни­сты (Я. Рак, К. Пой­кер, Я. Бок и др.) пи­са­ли ху­дож. про­из­ве­де­ния, на­уч. трак­та­ты, тео­ло­гич. и ис­то­рич. со­чи­не­ния на ла­ты­ни. В 1574 из­дан пе­ре­вод ка­те­хи­зи­са на ниж­не­лужиц­кий яз. (созд. А. Мол­ле­ром); в 1597 – на верх­не­лу­жиц­кий (созд. В. Ва­ри­хиу­сом). Сти­хи, са­ти­рич. по­эмы, пье­сы на нем. язы­ке соз­дал Х. Та­ра, опи­сав­ший так­же грам­ма­ти­ку сер­бо­лу­жиц­ко­го яз. и его диа­лек­тов.

В 17–18 вв. ак­тив­но пе­ре­во­ди­лись цер­ков­ные тек­сты, по­яв­ля­лись грам­ма­ти­ки и эт­но­гра­фич. со­чи­не­ния; дви­же­ние пие­тиз­ма в Гер­ма­нии спо­соб­ст­во­ва­ло рас­про­стра­не­нию об­ра­зо­ва­ния на сер­бо­лу­жиц­ком яз. В сер. 18 в. офор­ми­лись идеи Про­све­ще­ния; круп­ней­ший верх­не­лу­жиц­кий про­све­ти­тель – Я. Гор­чан­ский (трак­тат «Мыс­ли лу­жиц­ко­го сер­ба о судь­бе сво­его на­ро­да», 1789), ниж­не­лу­жиц­кий – Х. Не­пи­ла.

В 1-й пол. 19 в. за­ро­дил­ся ро­ман­тизм, яр­ко во­пло­тив­ший­ся в по­эзии Я. А. Смо­ле­ра (сб. «На­род­ные пес­ни верх­не­лу­жиц­ких и ниж­не­лу­жиц­ких сер­бов», т. 1–2, 1841–43) и Г. Зей­ле­ра (сб. «Серб­ские пес­ни», 1855, и др.). Про­тест про­тив оне­ме­чи­ва­ния, стрем­ле­ние ук­ре­пить нац. са­мо­соз­на­ние от­ли­ча­ют по­эзию «мла­до­сер­бов» (А. Му­ка, Ф. Ре­зак и др.). В 1847 в Бу­ди­ши­не (Бау­це­не) ос­но­ва­но на­уч.-лит. об-во Ма­ти­ца сер­бо­лу­жиц­кая, став­шее важ­ным цен­тром куль­тур­ной жиз­ни. С сер. 19 в. в Верх­ней Лу­жи­це ин­тен­сив­но раз­ви­ва­лась про­за, пре­им. со­ци­аль­но-по­ли­тич. те­ма­ти­ки; сре­ди ав­то­ров – Я. Ра­ды­серб-Ве­ля (сб. «Рас­ска­зы для ожив­ле­ния и об­ла­го­ра­жи­ва­ния сер­дец лу­жиц­ких сер­бов», 1847; но­вел­ла «Ян Ма­нья», 1886), М. Ан­д­риц­кий (кн. рас­ска­зов «Бо­жий огонь и дру­гие кар­тин­ки», созд. в 1900-е гг., изд. в 1937), Я. Б. Му­чинк; офор­мил­ся ис­то­ри­че­ский ро­ман (Р. М. До­маш­ка, Ю. Вин­гер, Рады­серб-Ве­ля, Я. Ло­ренц-За­лес­кий, М. Нав­ка). Верх­не­лу­жиц­кие по­эты 2-й пол. 19 в. Я. Лай­нерт и Ю. Хеж­ка ис­поль­зо­ва­ли опыт зап. им­прес­сио­низ­ма и сим­во­лиз­ма. Круп­ней­ший пи­са­тель 19 в. – Я. Барт-Чи­шин­ский (очерк «Го­ло­са из Лу­жи­цы к лу­жи­ча­нам», 1877–78; по­эма «Же­них», 1876; ис­то­рич. дра­ма «Ста­рый серб», 1878; ис­то­рич. ро­ман «Юн­кер», 1874; по­этич. сб. «Кни­га со­не­тов», 1884). В Ниж­ней Лу­жи­це наи­боль­шую из­вест­ность сни­ска­ли по­эты М. Ко­сык (по­этич. цик­лы «Чис­тая ро­за серб­ская», «Ко­ро­лев­ст­во серб­ских ду­хов», оба созд. в нач. 1880-х гг.) и Ф. Ро­ха.

В 1912 в г. Вой­е­ре­цы (Хой­ер­свер­да) воз­ник­ло лит. объ­е­ди­не­ние «До­мо­ви­на», про­па­ган­ди­рую­щее нац. лит-ру лу­жи­чан. По­сле 1-й ми­ро­вой вой­ны в по­эзии на­блю­да­ет­ся об­ра­ще­ние к ге­ро­ич. про­шло­му, ми­фо­ло­гии: про­ник­ну­тое ро­ман­тич. па­фо­сом твор­че­ст­во верх­не­лу­жиц­ких по­этов Й. Но­ва­ка и О. Ви­ча­за, ниж­не­лу­жиц­кой по­этес­сы М. Вит­койц. Во 2-й пол. 20 в. по­эзия про­дол­жа­ла иг­рать ве­ду­щую роль (Ю. Бре­зан, Ю. Млынк); бла­го­да­ря твор­че­ст­ву К. Ло­рен­ца офор­ми­лась тен­ден­ция пе­ре­хо­да на нем. язык. Про­бле­ма­ти­ка про­зы по­сте­пен­но сме­сти­лась от осоз­на­ния нац. иден­тич­но­сти к ос­мыс­ле­нию про­ти­во­ре­чий ме­ж­ду совр. ци­ви­ли­за­ци­ей и тра­диц. цен­но­стя­ми, но­си­те­ля­ми ко­то­рых обыч­но вы­сту­па­ют ге­рои-лу­жи­ча­не: ро­ма­ны и по­вес­ти Ю. Бре­за­на, Ю. Ко­ха, П. Ма­лин­ка, М. Млын­ко­вой, Б. Бу­да­ра, Я. Вор­на­ра и др. В кон. 20 и нач. 21 вв. С. л. соз­да­ёт­ся гл. об­ра­зом на нем. яз. и яв­ля­ет­ся ча­стью лит-ры Гер­ма­нии. Сре­ди наи­бо­лее из­вест­ных по­этов и про­заи­ков – Е. М. Чор­на­кец, А. Френцль, М. Ме­то­ва, Р. До­маш­цы­на, Б. Дыр­лих (кни­га сти­хо­тво­ре­ний и рас­ска­зов «Тигр в пи­жа­ме», 2012).

Изд.: Chrestomatija dolnoserbskego pis­mo­wstwa. Budyšyn, 1982; Anthology of Sorbian poetry / Ed. R. Elsie. L., 1990.

Лит.: Malink P. Die sorbische Literatur. Baut­zen, 1958–1959. Bd 1–2; Гуг­нин А. А. Вве­де­ние в ис­то­рию сер­бо­лу­жиц­кой сло­вес­но­сти и ли­те­ра­ту­ры от ис­то­ков до на­ших дней. М., 1997.

Вернуться к началу