ЛУЖИЧА́НЕ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛУЖИЧА́НЕ, лужицкие сербы, сорбы, венды (самоназвания – верхнелужское Serbja, нижнелужское Serby), зап.-славянский народ на юго-востоке Германии. Живут в бассейне Верхней и Ср. Шпре (историч. обл. Лужица): в окр. Бауцен (Будишин) и на севере окр. Гёрлиц (Згорельц) на востоке Саксонии (Верхняя Лужица); в окр. г. Котбус (Хошебуз), округах Шпре-Нейсе (Спревья-Ныса), Верхний Шпревальд-Лаузиц (Горне-Блота-Лужица) и на юге окр. Даме-Шпревальд (Дамна-Блота) на юго-востоке земли Бранденбург (Нижняя Лужица). Численность до 60 тыс. чел. (2010, оценка); небольшая община с сер. 19 в. до 1-й пол. 20 в. проживала в США (местечко Сербин, штат Техас). Говорят на лужицком языке и на нем. яз., часть – только по-немецки. Большинство Л. – лютеране, в Верхней Лужице до 30% – католики.
Л. – потомки племён, включаемых в группу полабских славян: лужичан (ныне Нижняя Лужица) и мильчан (Верхняя Лужица). С 12 в., с открытием в Лужицких горах полезных ископаемых, началась массовая иммиграция сюда нем. колонистов. В 16 в. сформировалась серболужицкая литература. В 18–19 вв. появились религ. общества, пропагандирующие лужицкий яз. и культуру при Лейпцигском (1716) и Виттенбергском (1749) ун-тах, Лужицкий семинарий в Праге (1706–1921), в котором в кон. 18–19 вв. преподавали Й. Добровский и В. Ганка. В 19 в. возникло движение лужицкого нац. возрождения; в 1847 основано об-во Матица серболужицкая, в 1912 – об-во Домовина. После 1-й мировой войны появляются луж. политич. организации – Серболужицкий нац. к-т (1918), Лужицкая нар. партия (1919, с 1924 Серболужицкая), Серболужицкий нар. совет (1925) и др. Некоторые луж. лидеры провозглашали своей целью отделение Лужицы от Германии и присоединение к Чехословакии. В нацистской Германии лидеры серболужицкого нац. движения подверглись репрессиям, в 1937 были ликвидированы лужицкие организации и печать, в 1940 запрещено использование лужицкого яз. Возникший 9.5.1945 Лужицкий нац. к-т в Праге и восстановленная Домовина создали Нац. совет, который вновь выступил с требованием отделения Лужицы от Германии (в 1947 оно было снято). В послевоенный период наблюдался резкий рост нем. населения Лужицы за счёт переселенцев из Польши и Чехословакии. Власти Вост. Германии, интегрируя Л. в политич. систему, в то же время предоставляли им широкую культурную автономию: в 1948–50 принят т. н. Серболужицкий закон, территория Лужицы официально объявлена двуязычной, возобновлены или созданы заново серболужицкие культурные и науч. учреждения, школы, СМИ. В нояб. 1989 было созвано серболужицкое Нац. собрание. Культурные права Л. были подтверждены законами Бранденбурга (1994) и Саксонии (1999), в 1999 создан Фонд серболужицкого народа. Серболужицкая культура и лужицкий яз. лучше сохраняются среди католиков, живущих компактно между городами Будишин, Каменц и Хойерсверда (Войерецы) и составляющих здесь большинство населения.
Традиц. культура типична для народов Центр. Европы. Выращивали рожь, картофель, капусту, сахарную свёклу, лён, фрукты. Традиц. ремёсла – ткачество, набойка ткани, вышивка, плетение кружев, гончарство, изготовление пряничных досок и др. В районе между Войерецей в окр. Бауцен и Шлайфе (Слепо) в окр. Гёрлиц сохранилась дерев. церковная архитектура. Древнейший тип поселения – круговой планировки, позднее распространяется кучевая планировка, известна также уличная, в Нижней Лужице – хутора. Дом и хозяйств. постройки окружают замкнутый, с высокими воротами (Верхняя Лужица), или незамкнутый (Нижняя Лужица) двор; в Шпревальде (Блота) усадьбы расположены вдоль каналов, у каждого дома имеется своя пристань. В районе Шпревальда и Лужицкого леса встречается древнейший тип жилища – срубный одноэтажный дом на каменном фундаменте, крытый соломой, объединяющий жилые и хозяйств. помещения. В Верхней Лужице распространены дома фахверковой и срубно-фахверковой конструкций. Дома имели трёхчастное деление: к жилой комнате примыкали сени и кухня.
Выделяют 4 осн. варианта традиц. женского костюма: католический (у католиков в районе между Каменцем и Будишином), войерецкий, слепянский и нижнелужицкий. Включает шерстяную юбку в сборку (в католич. варианте – длинную чёрную, в слепянском – длиной до колен), рубаху с короткими рукавами, корсаж (в католическом и слепянском костюме – пришитый к юбке), передник, косынку на плечах; нижнелужицкий костюм отличается обилием ажурного шитья. Католический и войерецкий головной убор – маленький чепец (у католичек – чёрный) на затылке, завязывающийся под подбородком, с двумя широкими лентами длиной до колен; слепянский – два чепца, верхний – кружевной; нижнелужицкий – белый, сложной формы с широкими крыльями (лапа). Традиц. мужская одежда близка к нем. костюму Саксонии и Бранденбурга.
В лужицкой кухне ощущается нем. влияние. Традиц. блюда – свадебный суп (с крошеным яйцом и мясными фрикадельками), говядина с хреном, свинина в горчичном соусе (гарнир – тушёная кислая белая или красная капуста), творог в льняном масле с луком и картофелем.
Для Нижней Лужицы характерны масленичные костюмиров. шествия (цампрованье), обычай «обрывания петуха» (первоначально в связи с праздником урожая); для католиков Верхней Лужицы – обычаи «птичьей свадьбы» (25 янв.), «сожжения ведьм» (в Вальпургиеву ночь – 30 апр.), пасхальная кавалькада («езда крестоносцев»); для всех Л. – расписывание пасхальных писанок, установка майского дерева и др. Система терминов родства ранее бифуркативно-линейного, ныне – линейного типа; сиблинги делятся по полу.
Нар. музыка (вокальная, инструментальная) близка чешской, польской, немецкой; характерна диатоника (преобладает мажор). Распространена ансамблевая игра, в т. ч. сопровождающая танцы; осн. муз. инструменты: волынки типа мюзета – козёл (большая) и мехава (маленькая), язычковый инструмент с двойной тростью таракава, скрипки хусле (обычные и маленькие). Первые записи и публикации нар. мелодий сделаны в 18 в., в нач. 1840-х гг. в Будишине изданы первые сб-ки нар. песен. Основоположник проф. музыки – К. А. Коцор, организатор регулярного фестиваля лужицкой нац. музыки (1845), автор первой нац. оперы «Якуб и Ката» (1861). Среди др. композиторов 20в.– Б. Кравц, К. Карнавка, Ю. Винар, Я. Рауп, Я. Буланк, Х. Нагель. В 1952 основан Гос. ансамбль лужицкой нар. культуры (хор, оркестр, танцевальная группа). В 1862 по инициативе поэта Я. Чеслы в Будишине состоялось первое театральное представление, после чего любительский театр получил большое распространение (в годы фашистской диктатуры был запрещён, после 1945 вновь распространился). В 1948 в Будишине был открыт передвижной театр «Сорбише фольксбюне», который в 1963 слился с нем. гос. театром, образовав «Дойч-сорбишес фолькстеатер». В 1972 поставлен 1-й луж. балет «Крестьянская легенда, или Девушка Ганка» Д. Новки. Получили известность луж. драматурги Ю. Брезан, Ю. Вьела-Кубщчан, Я. Краян, М. Кубашец.