ПОЛА́БСКИЕ СЛАВЯ́НЕ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОЛА́БСКИЕ СЛАВЯ́НЕ (полабы), большая группа зап.-слав. племён, населявших с 6 в. территорию от Балтийского м. на севере до Рудных гор на юге, от р. Лаба (Эльба) и её притока р. Сала (Зале) на западе до р. Одра (Одер) на востоке. В герм. традиции называются венедами (вендами). На востоке П. с. граничили с любушанами и поморянами, на западе – с саксами, на юге – с чеш. племенами. Дальше всего в сев.-зап. направлении расселялись племена, объединяемые назв. ободриты (бодричи), которые в 10–11 вв. делились на 3 части: вагров, живших на побережье Балтики (п-ов Вагриен), с центром в Старграде, полабов – между реками Трава (Траве) и Лаба (Эльба), с центром в Ратиборе, а также собственно ободритов – между Висмарской бухтой и оз. Шверинер-Зе, с центром в Велиграде (Вилиграде). К группе ободритов причисляют также племена варнов в верховьях р. Варнова (Варнов) и проживавших к югу от них глинян или линян, с центром в Ленчине. В этом же районе франкские хроники упоминают в 9 в. племя смолинцев, позднее не встречающееся. На юж. берегу Лабы среди дремучих лесов проживали древяне (древане). Археологич. исследования свидетельствуют, что у некоторых из указанных племён в 9–10 вв. наблюдался процесс внутр. консолидации, сопровождавшийся упадком гродов – центров соседских общин и образованием более крупных племенных центров, иногда приобретавших гор. черты. Далее на восток, вплоть до Одры (Одера), на плодородных приморских землях проживали лютичи (велеты, вильцы), известные под этим общим назв. с кон. 8 в. и включавшие: хижан (расселялись в среднем и нижнем течении Варновы; гл. грод – Хижин), черезпенян [междуречье Рекница (Реккниц) и Пены (Пене)], доленчан [к востоку от Доленского оз. (Толлензезе)], а также ратарей (к югу от Доленского оз.), со святилищем Радегоща (Редегаста). Назв. племени, проживавшего в нижнем течении Пены и на о. Узнам (Узедом), неизвестно. На плодородных землях над р. Укра (Вкра, Иккер) жили укры. Все эти племена отличались архаичной социально-политич. организацией вплоть до 10–11 вв. – периода возникновения федерации племён, называемой Велетским союзом. От них отличались раны (руяны), проживавшие на о. Руян (Руяна; Рюген), с известным святилищем в Арконе и, возможно, на части материка. Далее в юж. направлении жили племена, в 10–12 вв. причисляемые к лютичам: моричи (у оз. Мориц), дошане, речане, брежане, липяне, моричане, стодоряне [гаволяне; самое крупное из перечисленных племён, обитали в среднем течении р. Гавола, с центром в Браниборе (Бранденбурге)]. Далее к югу проживали небольшие племена плониев и спреван.
Население между реками Сала (Зале) и Ниса Лужицкая (Нейсе) известно под общим назв. «серболужичане» (лужицкие сербы, сорбы; см. Лужичане), хотя они не были едины ни по происхождению, ни по внутр. структуре. На плодородных землях в междуречье Салы и Лабы проживали в осн. малочисл. племена и соседские общины (с 7 в. назывались сербами), никогда не создававшие более крупных политич. образований (в кон. 9 в. подверглись герм. завоеванию). Юг от Лабы населяли житицы, жирмунты, сусельцы, коледжицы, нелетицы, худзицы и др.; среднее течение Лабы – низицы, сцитицы, далеминцы, нижичи. Наибольшим уровнем социально-экономич. развития отличались проживавшие в среднем течении р. Спрева (Шпре) лужичане и у истоков этой же реки, вокруг Будишина (Бауцена), мильчане.
Осн. занятия П. с. – земледелие, скотоводство, охота, рыболовство, бортничество, промыслы. Их социальная организация соответствовала предгосударственному уровню развития, гл. группы – свободные общинники и племенная знать во главе с князем. Рабы весомой роли не играли. В отличие от польск. и чеш. племён, П. с. до герм. завоевания собственного государства не создали. Наиболее патриархальной социально-политич. организацией отличались серболужицкие племена. П. с. уже в раннем Средневековье стали объектом экспансии Франкского государства во главе с Карлом I Великим. Бодричи и лютичи, попавшие в зависимость от франков в 7 в., освободились от неё только в результате восстания 983. Политику подчинения П. с. проводили и саксы. В 937 Оттон I Великий создал с этой целью на юго-вост. пограничье Саксонии Вост. марку (Саксонская марка), охватывавшую территории от Гарца до рек Сала и Мульда (Мульде). В 963 маркграф Геро (ум. 965) захватил Лужицы, в результате чего Саксонская марка стала граничить с польск. государством. Завоевания Болеслава I Храброго на территории Лужиц оказались непрочными. Параллельно с вооруж. экспансией развивался процесс принудительной христианизации П. с. В 948 созданы епископства в землях лютичей (Хафельберг и Бранденбург), в 968 – вагров (Старград). Тогда же епископские престолы были учреждены в землях серболужичан (Мишны, Мерзебург, Житицы). Эти и др. центры христианизации просуществовали недолго, но в 11–12 вв. в условиях возобновления герм. экспансии на территории П. с. многие из них были восстановлены. В 10 в. у ободритов активизировался процесс интеграции отд. племён (Вендская держава), открывавший перспективу создания собств. государства. Но он не получил полноценного развития, в 12 в. территории проживания П. с. вновь подверглись герм. завоеваниям. В 1147 состоялся т. н. полабский крестовый поход, организованный с благословения папы Римского Евгения III (см. Крестовые походы в Восточной Европе), активное сопротивление которому оказал князь ободритов Никлот. В результате новых крестовых походов, в т. ч. с участием принявших христианство польск. князей, П. с. были завоёваны. В 1168/69 дат. король Вальдемар I захватил и разрушил Аркону. К рубежу 12–13 вв. все слав. земли Полабья были включены в разл. герм. гос. образования и приняли христианство (в римско-католич. форме). На захваченных землях уже в раннем Средневековье проводилась политика колонизации и германизации слав. населения. До сер. 18 в. язык и обычаи П. с. сохранялись к западу от нижней Лабы (территория проживания потомков древан). Ныне на территории Германии проживают ок. 60 тыс. лужицких сербов.