СЕЗЕ́Р ЭМЕ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СЕЗЕ́Р (Césaire) Эме (26.6.1913, Бас-Пуэнт – 17.4.2008, Фор-де-Франс), мартиникский писатель, обществ. деятель. Писал на франц. яз. Из многодетной негритянской семьи. В 1932 приехал во Францию. Учился в Высшей нормальной школе (1935–38). В 1934 основал (совм. с Л. С. Сенгором и др.) газ. «L’Étudiant noir», в которой проповедовал идеи негритюда. Вернулся на Мартинику; занимался преподавательской деятельностью, издавал антифашистский ж. «Tropiques» (1941–43). Дебютировал поэмой «Дневник возвращения в родную страну» («Cahier d’un retour au pays natal», созд. в 1935, фрагменты изд. в 1939; полное изд. – 1947, во Франции), отразившей влияние франц. поэтич. традиции (А. Рембо), а также антильского фольклора. На становление поэтич. манеры С. повлияло знакомство в 1941 с А. Бретоном. Принципы сюрреализма, ощутимые и в ранней поэзии С., преобладают в его зрелой лирике: сб-ки «Чудесное оружие» («Les armes miraculeuses», 1946), «Солнце с перерезанным горлом» («Soleil cou coupé», 1947), «Потерянное тело» («Corps perdu», 1950, с илл. П. Пикассо). Политич. ангажированностью отмечен сб. «Оковы» («Ferrements», 1960); филос. направленность доминирует в поздней лирике – сб. «Я, ламинария» («Moi, laminaire», 1982). Драматургию С., испытавшую влияние антильского театра, характеризует сочетание историзма и мифологизма: пьесы «Трагедия короля Кристофа» («La tragédie du roi Christophe», 1963), «Сезон в Конго» («Une saison au Congo», 1966; о судьбе П. Лумумбы); гротескно-сатирич. стилистика характерна для «Бури» («Une tempête», 1968) – парафразы одноим. драмы У. Шекспира. В публицистике выступал с позиций антиколониализма и негритюда: «Речь о колониализме» («Discours sur le colonialisme», 1950), «Речь о негритюде» («Discours sur la négritude», 1987) и др.