НЕГРИТЮ́Д
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НЕГРИТЮ́Д (франц. négritude), идейное течение, зародившееся в 1930-е гг. в среде обучавшихся во Франции антильских и афр. студентов; в его основе – провозглашение исключительности и самобытности негро-афр. культуры, связанное со стремлением к деколонизации. На формирование Н. оказали влияние движение «Харлемского ренессанса» (1918–28) с его лозунгом «Независимость Африке», поэзия афроамериканцев Л. Хьюза, С. Брауна и К. Маккея. Термин «Н.» впервые появился как неологизм в поэме «Дневник возвращения в родную страну» Э. Сезера (1939). Разоблачая миф колонизаторов о неполноценности представителей негроидной расы, Сезер противопоставил рациональной, прагматичной культуре «белых» духовные ценности исконных афр. народов: интуитивную мудрость, гармоничное слияние с миром природы и космич. сил. Дальнейшее развитие концепция Н. получила в творчестве Л. С. Сенгора; большую роль в популяризации Н. сыграла статья Ж. П. Сартра «Чёрный Орфей» (1948). В 1960-е гг. после завоевания афр. государствами независимости лит-ра Н. утрачивает свою трагич. остроту и напряжённость; на первый план выходит осмысление взаимодополняемости зап. и афр. культур, описания ритуалов, быта, верований: Ж. Б. Тати-Лутар (Республика Конго), А. Р. Боламба (Демократич. Республика Конго), Ж. Л. Донгмо, О. Алене (оба – Сенегал) и др. Возвращение афр. писателей к идеям Н. в кон. 20 – нач. 21 вв. связано с размышлениями о путях дальнейшего развития Чёрного континента, критикой глобализации и стандартизации совр. мира: Ф. Бебей (Камерун), Р. Депестр (Гаити), О. Бели-Кенум (Бенин) и др.