Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАУЛАВИ́ АБДУРРАХИМ САИД

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 393

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: З. А. Юсупова

МАУЛАВИ́ Аб­дур­ра­хим Са­ид (1806, Та­ва­го­зи, Иран­ский Кур­ди­стан – 1883), курд­ский по­эт. При­над­ле­жал к из­вест­но­му ро­ду бо­го­сло­вов. По­лу­чив ре­лиг. об­ра­зо­ва­ние, дол­гие го­ды за­ни­мал­ся обу­че­ни­ем вос­пи­тан­ни­ков мед­ре­се. С мо­ло­дых лет ув­ле­кал­ся су­физ­мом. Был мю­ри­дом шей­ха Са­радж ад-Ди­на. В лит. на­сле­дии М. наи­боль­шее зна­че­ние име­ет по­этич. «Ди­ван» (на юж­но­курд­ском диа­лек­те го­ра­ни), в ко­то­ром М. раз­ра­бо­тал но­вые жан­ро­вые фор­мы фар­да (дву­сти­шия) и ду­бей­та (чет­ве­ро­сти­шия), а так­же зна­чи­тель­но рас­ши­рил те­ма­тич. рам­ки га­зе­ли (ли­рич. опи­са­ния, эле­гии, сти­хи на слу­чай, ре­лиг. ди­дак­ти­ка и др.). Ис­пы­тав за­мет­ное влия­ние пер­сид­ской тра­ди­ции (Джа­лал ад-Дин Ру­ми, Ши­ра­зи Ха­физ), М. су­мел со­хра­нить са­мо­быт­ность: его по­эзия, от­ли­чаю­щая­ся слож­ной об­раз­но­стью и утон­чён­ной су­фий­ской сим­во­ли­кой, ос­та­ёт­ся глу­бо­ко на­род­ной. М., в от­ли­чие от сво­их пред­ше­ст­вен­ни­ков, пи­сал га­зе­ли не араб.-перс. ару­дом, а сил­ла­бич. сти­хом в тра­ди­ци­ях курд­ской нар. пес­ни. Ши­ро­ко ис­поль­зо­вав фольк­лор­ные мо­ти­вы, М. опи­сал нра­вы и обы­чаи кур­дов, их по­все­днев­ную жизнь на фо­не при­ро­ды. Ав­тор ре­ли­ги­оз­но-ди­дак­тич. и фи­лос. со­чи­не­ний (на курдском, перс. и араб. язы­ках), по­свя­щён­ных во­про­сам ис­лам­ско­го ве­ро­уче­ния.

Лит.: Му­хам­мед А. К. Ли­ри­ка курд­ско­го по­эта XIX в. Мау­ла­ви: (на диа­лек­те го­ра­ни). СПб., 2003; Юсу­по­ва З. А. «Ди­ван» курд­ско­го по­эта Мау­ла­ви: грам­ма­ти­че­ское опи­са­ние. М., 2007.

Вернуться к началу