МА́СКА
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МА́СКА (англ. masque, mask, от франц. masque, от итал. máschera), англ. муз.-драматургич. жанр, представление на пасторально-аллегорич. или мифологич. сюжет, сочетающее драматич. диалоги с пением, танцами, маскарадными процессиями. М. гл. обр. ставились при дворе; отличались пышностью костюмов, сложными декорациями и сценич. эффектами. Возникновение М. связано с традициями ср.-век. театра (мистерии, моралите, интерлюдия), придворных празднеств во Франции и Италии. Первая англ. М. – анонимное «Святочное представление» (1512). Среди ранних образцов жанра: «Леди мая» (1578) Ф. Сидни, «Видение двенадцати богинь» (1604) С. Даниэла. В творчестве Б. Джонсона (сотрудничавшего со сценографом И. Джонсом) сложилась канонич. форма жанра; её осн. черты – двухчастная структура (собственно М. предшествовала контрастная по содержанию антимаска, в которой выступали отрицательные и гротескные персонажи – ведьмы и т. д.), финальный танец актёров со зрителями. К жанру М. обращались также поэты и драматурги Т. Кэмпион, Т. Кэри, Дж. Мильтон («Комус», 1634) и др.
Исполнителями М. были как проф. актёры, музыканты и танцоры, так и любители. Стиль вокальных номеров М. эволюционировал от бытовой песенности в ранних образцах до развитой кантилены с элементами декламации (близкой итал. монодии кон. 16–17 вв.). Муз. композиция в зрелых образцах М. объединялась сюитой танцев – от медленно-торжественных («measures», «dump») до подвижных (жига, гальярда, куранта, реже вольта, бранль). Музыку к М. писали Кэмпион, Р. Джонсон и А. Феррабоско (музыка к М. «Оберон» Джонсона), Н. Ланье («Любовники, ставшие мужьями» Джонсона), М. Локк и К. Гиббонс («Купидон и Смерть» на текст Дж. Шерли), Дж. Блоу («Венера и Адонис»). Жанр англ. М. повлиял на формирование нац. оперы («Дидона и Эней» Г. Пёрселла). В 18 в. к жанру обращались композиторы Т. А. Арн, У. Бойс («Буря» на либретто Д. Гаррика по У. Шекспиру). В 19 в. постановки М. (гл. обр. по случаю празднеств в королевской семье) редки. В 20 в. традицию М. продолжил Р. Воан-Уильямс («В рождественскую ночь», по Ч. Диккенсу; «Иов», по У. Блейку; «Свадьба», по Э. Спенсеру).