Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МА́СКА

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 271

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Н. Забалуев (литературный раздел)

МА́СКА (англ. masque, mask, от франц. masque, от итал. máschera), англ. муз.-дра­ма­тур­гич. жанр, пред­став­ле­ние на пас­то­раль­но-ал­ле­го­рич. или ми­фо­ло­гич. сю­жет, со­че­таю­щее дра­ма­тич. диа­ло­ги с пе­ни­ем, тан­ца­ми, мас­ка­рад­ны­ми про­цес­сия­ми. М. гл. обр. ста­ви­лись при дво­ре; от­ли­ча­лись пыш­но­стью кос­тю­мов, слож­ны­ми де­ко­ра­ция­ми и сце­нич. эф­фек­та­ми. Воз­ник­но­ве­ние М. свя­за­но с тра­ди­ция­ми ср.-век. те­ат­ра (мис­те­рии, мо­ра­ли­те, ин­тер­лю­дия), при­двор­ных празд­неств во Фран­ции и Ита­лии. Пер­вая англ. М. – ано­ним­ное «Свя­точ­ное пред­став­ле­ние» (1512). Сре­ди ран­них об­раз­цов жан­ра: «Ле­ди мая» (1578) Ф. Сид­ни, «Ви­де­ние две­на­дца­ти бо­гинь» (1604) С. Да­ни­эла. В твор­че­ст­ве Б. Джон­со­на (со­труд­ни­чав­ше­го со сце­но­гра­фом И. Джон­сом) сло­жи­лась ка­но­нич. фор­ма жан­ра; её осн. чер­ты – двух­ча­ст­ная струк­ту­ра (соб­ст­вен­но М. пред­ше­ст­во­ва­ла кон­тра­ст­ная по со­дер­жа­нию ан­ти­мас­ка, в ко­то­рой вы­сту­па­ли от­ри­ца­тель­ные и гро­те­ск­ные пер­со­на­жи – ведь­мы и т. д.), фи­наль­ный та­нец ак­тё­ров со зри­те­ля­ми. К жан­ру М. об­ра­ща­лись так­же по­эты и дра­ма­тур­ги Т. Кэм­пи­он, Т. Кэ­ри, Дж. Миль­тон («Ко­мус», 1634) и др.

Ис­пол­ни­те­ля­ми М. бы­ли как проф. ак­тё­ры, му­зы­кан­ты и тан­цо­ры, так и лю­би­те­ли. Стиль во­каль­ных но­ме­ров М. эво­лю­цио­ни­ро­вал от бы­то­вой пе­сен­но­сти в ран­них об­раз­цах до раз­ви­той кан­ти­ле­ны с эле­мен­та­ми дек­ла­ма­ции (близ­кой итал. мо­но­дии кон. 16–17 вв.). Муз. ком­по­зи­ция в зре­лых об­раз­цах М. объ­е­ди­ня­лась сюи­той тан­цев – от мед­лен­но-тор­же­ст­вен­ных («measures», «dump») до под­виж­ных (жи­га, галь­яр­да, ку­ран­та, ре­же воль­та, бранль). Му­зы­ку к М. пи­са­ли Кэм­пи­он, Р. Джон­сон и А. Фер­ра­бо­ско (му­зы­ка к М. «Обе­рон» Джон­со­на), Н. Ла­нье («Лю­бов­ни­ки, став­шие му­жь­я­ми» Джон­со­на), М. Локк и К. Гиб­бонс («Ку­пи­дон и Смерть» на текст Дж. Шер­ли), Дж. Блоу («Ве­не­ра и Адо­нис»). Жанр англ. М. по­вли­ял на фор­ми­ро­ва­ние нац. опе­ры («Ди­до­на и Эней» Г. Пёр­сел­ла). В 18 в. к жан­ру об­ра­ща­лись ком­по­зи­то­ры Т. А. Арн, У. Бойс («Бу­ря» на либ­рет­то Д. Гар­ри­ка по У. Шек­спи­ру). В 19 в. по­ста­нов­ки М. (гл. обр. по слу­чаю празд­неств в ко­ро­лев­ской се­мье) ред­ки. В 20 в. тра­ди­цию М. про­дол­жил Р. Во­ан-Уиль­ямс («В ро­ж­де­ст­вен­скую ночь», по Ч. Дик­кен­су; «Иов», по У. Блей­ку; «Свадь­ба», по Э. Спен­се­ру).

Лит.: Гру­бер Р. И. Му­зы­ка в те­ат­ре. Анг­лий­ские «мас­ки» // Гру­бер Р. И. Ис­то­рия му­зы­каль­ной куль­ту­ры. М., 1959. Т. 2. Ч. 2; Sabol A. J. Songs and dances for the Stuart masque. Providence, 1959; Welsford E. The court mas­que: A study in the relationship between poet­ry and the revels. 2nd ed. N. Y., 1962; Nicoll A. Stuart masques and the Renaissance stages. 2nd ed. N. Y., 1963; Music in English Renaissance drama / Ed. J. H. Long. Lexington, 1968; Or­gel S., Strong R. Inigo Jones: the theatre of the Stuart court. Berk., 1973. Vol. 1–2; Orgel S. The Jonsonian masque. 2nd ed. N. Y., 1981; Walls P. Music in the English courtly masque: 1604–1640. Oxf., 1996.

Вернуться к началу