КЭ́МПИОН ТОМАС
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КЭ́МПИОН (Campion, Campian) Томас (12.2.1567, Лондон – 1.3.1620, там же), англ. поэт, композитор, теоретик музыки и литературы. Учился в Питерхаус-колледже Кембриджского ун-та (1581–1584); в 1586–95? изучал право в Лондоне. Позднее, вероятно, учился медицине во Франции; с 1606 имел в Лондоне частную врачебную практику. Первые публикации стихов относятся к 1591. В 1595 вышло собрание лат. эпиграмм «Poemata». Известность К. принесли 5 книг «арий» (ayres) – небольших (сам К. сравнивал их с эпиграммами) песен для голоса в сопровождении лютни и басовой виолы (1601–18), к которым К. написал и текст, и музыку (в сочинении 1-й книги участвовал композитор Ф. Россетер). В 1602 опубликовал трактат «Замечания об искусстве английской поэзии» («Observations in the art of english poesie»), где, в духе ренессансных представлений, сблизил поэзию и музыку как искусства, имеющие общую основу в числовой гармонии мироздания; ратовал за применение античной квантитативной метрики в англ. стихосложении. В музыковедч. трактате «Новый способ сочинять четырёхголосный контрапункт» («A new way of making fowre parts in counterpoint», 1614?) теоретич. рассуждения (в т. ч. указание на определяющую роль баса в многоголосном целом, предвосхитившее учение о фундам. басе Ж. Ф. Рамо) соседствуют с поэтич. метафорикой (уподобление голосов стихиям: бас – земля, тенор – вода, альт – воздух, дискант – огонь). К. участвовал также в создании масок, исполнявшихся при дворе: «Маска лорда» («The lord’s masque», 1613), написанная по случаю бракосочетания дочери Якова I Стюарта Елизаветы и курфюрста Пфальцского Фридриха V, и др.