КРОПИВНИ́ЦКИЕ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КРОПИВНИ́ЦКИЕ, рос. художники и поэты, отец и сын. Евгений Леонидович [13(25).7.1893, Москва – 19.1.1979, там же], окончил моск. Строгановское худож. уч-ще (1911), учился в Моск. гор. народном ун-те им. А. Л. Шанявского. Жил в Вологде, Тюмени, с 1923 – в ближнем Подмосковье. Давал уроки рисования; вёл худож. студию и лит. кружок в Москве (1934–49). Лидер лианозовской группы. Ранние стихотворения и кубофутуристич. полотна не сохранились. Со 2-й пол. 1930-х гг. разрабатывал эстетику гротескного примитивизма, во многом предвосхитившую конкретную поэзию, концептуальное искусство, минимализм, соц-арт. Его творчество отличает пристрастие к бытовым сюжетам из жизни гор. предместий («окраины и мещанских домиков»), горькая ирония, филос. скептицизм; вместе с тем для него характерны тонкий лиризм и пластичность образов. Автор поэтич. циклов: «Кусты – и это» (1936–46), «Ожерелье» (1936–63), «Великие будни» (1937–77), «Лики жизни» (1938–70), «Лирика» (1940–74), «Земной уют» (1940–78). В сов. время стихи Е. Л. Кропивницкого публиковались только в самиздате. Среди его живописных работ преобладают пейзажи, натюрморты: «Дом, в котором я живу» (1953), «Вид из моего окна» (1956), «Вино и фрукты» (1961, все – частные собрания, Москва) и др. Создал галерею поэтичных женских образов в живописи [«Девушка с цветком» (1965, ГТГ), «Девушка и кактус» (1965, частное собрание, Париж), «Девушки у воды» (1976)] и графике [«Девушка и кот» (1963), «Три девушки» (1969, все – частные собрания, Москва)].
Лев Евгеньевич (27.8.1922, Тюмень – 26.5.1994, Москва), учился в Моск. ин-те прикладного и декоративного иск-ва (1939–41, 1944–46) у А. А. Дейнеки. Участник Вел. Отеч. войны. 20.1.1946 арестован за «участие в антисоветской террористич. группе»; осуждён на 10 лет лагерей; отбывал заключение в Степлагере (Ухта), с 1954 жил на поселении в г. Балхаш (Казахстан). 28.9.1956 реабилитирован; вернулся в Москву; вошёл в лианозовскую группу. Начинал как живописец-абстракционист. Участвовал в неофиц. выставках, ряд его картин экспонировался за рубежом: «Непрерывность творения» (1959, ГТГ), «Конвертор жизни» (1962, частное собрание, Москва), «Космическая Голгофа» (1964, частное собрание, США). С сер. 1960-х гг. обратился к фигуративной живописи, разработал собств. образную систему, нашедшую отражение преим. в графике («Святые Флор и Лавр», 1966, тушь, кисть, проскребание, частное собрание, Швейцария; «Автопортрет с волком», офорт, 1977, и др.). В сер. 1980-х гг. вернулся к живописи, работал в символически-экспрессионистской манере: «Падающая ведьма» (1988, частное собрание, Москва), «Процветший жезл» (1989, частное собрание, США), «Такова селявуха» (1990, частное собрание, Финляндия), «Клошары духа» (1990, частное собрание, Москва). В 1990 издал цикл стихов и офортов «Капризы подсознания». Творчество Л. Е. Кропивницкого отличается гротескностью, фантасмагоричностью.