ВИНОГРА́ДОВСКАЯ ШКО́ЛА
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВИНОГРА́ДОВСКАЯ ШКО́ЛА в языкознании, одна из школ отеч. языкознания. Возникла в 1940-х гг. и во многом определила его развитие, объединяя учеников и последователей В. В. Виноградова общим пониманием природы языка, задач и методологии его исследования. Характеризуется сравнительно-историч. анализом и углублённым описанием языка как живой и активно функционирующей системы. Язык рассматривается как общественное явление: в нём происходят не только эволюция системы, но и развитие видов и разновидностей языка и речи. Разработка теории стиля, связей между языковой личностью и общенациональным языком во всех разновидностях устанавливается в его функционировании.
В центр изучения языка ставится, с одной стороны, слово как центральная единица языковой системы, с др. стороны – текст во всей его сложности. Во взаимоотношении языка и речи раскрываются динамика языковых явлений, особенности рус. речи, её закономерности и формы. Концепция В. В. Виноградова и его школы отличается от концепции Ф. де Соссюра, описывающего язык вне языковых и речевых разновидностей, вне связи с актом речи, и от филологич. концепции К. Фосслера, ориентированной прежде всего на экспрессивно-эстетич. функцию языка. Она является творческим развитием работ А. А. Шахматова и Л. В. Щербы и др. выдающихся представителей отеч. языкознания.
Была разработана новая, во многом обращённая к практике систематизация разделов и подразделов рус. языкознания. В соответствии с ней развивается серия историко-лингвистич. дисциплин: диалектология, историч. грамматика, история языка, история лит. языка (в т. ч. история слов), история языка худож. лит-ры (была предложена, в частности, новая периодизация истории рус. лит. языка); стилистика в её нормативной (культура речи, теория нормы) и историко-функциональной (функциональные и авторские стили) разновидностях; дисциплины, содержащие системное описание совр. рус. лит. языка (фонетика, лексика, фразеология, грамматика, словообразование); наука о языке худож. лит-ры и языке писателей; история филологич. учений.
Создана новая систематизация частей речи (при этом практически применён предложенный Л. В. Щербой критерий синтаксич. свойств слова): в систему частей речи были включены «частицы речи», модальные слова и категория состояния. Тем самым принимались во внимание морфологич., словообразоват. и семантич. свойства слова. Книга В. В. Виноградова «Русский язык. (Грамматическое учение о слове)» (1947; 4-е изд., 2001; Гос. пр. СССР, 1951) опиралась на науч. оценку и интерпретацию всех составляющих общенационального лит. языка (его истории, языка писателей-классиков, языка и речи образованного населения, а также «внелитературной речевой стихии»), на системные связи всех языковых категорий, сложные взаимодействия разных функциональных сфер речи.
На этой основе представители В. ш. создают грамматики русского и др. языков, разрабатывают проблематику совр. лит. языков. Виноградов положил начало новой области филологич. исследований – истории рус. лит. языка как истории стилей («Очерки по истории русского литературного языка ХVII–XIX вв.», 1934; 4-е изд., 2002). Его идеи в этой области стимулировали изучение разных этапов в развитии рус. лит. языка Древней Руси, 18 в. и Нового времени, содействовали выработке новых науч. концепций (Б. А. Успенский, А. И. Ефимов, С. А. Копорский, Ю. С. Сорокин, Ю. А. Бельчиков, В. Д. Левин, В. П. Вомперский, О. А. Лаптева и др.). Учение Виноградова о происхождении рус. лит. языка и о его отношении к языку церковнославянскому отражает состояние первых этапов развития письменности на Руси и показывает истоки богатства рус. стилистич. системы, многообразия её функциональных разновидностей (эта концепция нашла дальнейшее развитие в работах Н. И. Толстого, И. С. Улуханова, Е. С. Копорской). Учёными В. ш. создана описательно-нормативная «Грамматика русского языка» (т. 1–2, 1952–54). Под рук. Н. Ю. Шведовой созданы академич. грамматики нового типа: «Грамматика современного русского литературного языка» (1970), «Русская грамматика» (т. 1–2, 1980; Гос. пр. СССР, 1982). В этих грамматиках с опорой на науч. концепции Виноградова строится описание частей речи, морфологии, синтаксиса; в особый раздел, связанный как с лексикологией, так и с грамматикой, выделяется словообразование, описывается формальное и семантич. строение словообразоват. типов. Рус. словообразованию как особой области языкознания посвящены работы Е. А. Земской, В. В. Лопатина, И. С. Улуханова, А. Н. Тихонова и др. Учёные В. ш. плодотворно работают также в области синтаксиса русского и др. слав. языков, в области структуры текста (исследования Н. С. Поспелова, Н. Ю. Шведовой, Е. М. Галкиной-Федорук, А. В. Бондарко, М. В. Ляпон, В. А. Белошапковой, Г. А. Золотовой, О. А. Лаптевой и др.). Виноградов теоретически обосновал необходимость систематич. обследования и описания устной лит. речи разл. социальных, возрастных и территориальных групп населения. В этом направлении работают О. А. Лаптева, Е. А. Земская, О. Б. Сиротинина, Г. Г. Инфантова, Л. П. Крысин и др.
В В. ш. ярко раскрылись идеи В. В. Виноградова в теории лексикологии – в разработке типов лексич. значений слов, углублении понятия «лексема» и введении теории стилистич., грамматич. и смысловой вариантности слова, учении о фразеологии как особом разделе языкознания, систематизации типов рус. фразеологич. единиц.
Выделив исследование языка писателей в особую категорию филологич. исследований, Виноградов изучал языковое творчество мн. рус. писателей, прежде всего А. С. Пушкина. Эти работы дали текстологам новые методы исследования – анализ разновременных публикаций, вариантов худож. текстов, рукописей, сюжетных связей и пр.
Рассматривая формирование и развитие худож. образов, В. В. Виноградов исследовал и описывал стилистико-смысловые связи внутри текста и на их фоне определял центр. образ произведения – образ автора. Чрезвычайно плодотворной оказалась его идея о «динамическом развёртывании словесных рядов»: текст соединяется в сверхфразовые и фразовые единства путём сопоставлений и противопоставлений, сцеплений и соединений, сочетаний и разъединений (образующих единство смыслового развития текста) как частей общей композиции, состоящей из явного или скрытого диалога или монолога. Объединение элементов текста в одно смысловое и грамматич. целое послужило основанием, в частности, для исследований по теории текста.
Эти идеи дали творч. импульс для изучения строя рус. языка, его стилистики, языка худож. лит-ры, а также в разных сферах преподавания рус. языка и культуры речи (работы Ю. С. Сорокина, В. П. Григорьева, М. Н. Кожиной, Е. А. Иванчиковой, И. С. Ильинской, И. И. Ковтуновой, Н. А. Кожевниковой, В. В. Одинцова, В. Г. Костомарова и др.). Исследованию семантич. структуры слова и фразеологизма, текста, значения слова, метафоры, внутр. организации и назначения словарной статьи как особого лингвистич. жанра и др. проблемам лексикологии и лексикографии посвящены работы учёных В. ш., изучающих русский и др. слав. языки (С. И. Ожегова, Ю. С. Сорокина, Н. Ю. Шведовой, А. П. Евгеньевой, Н. З. Котеловой, Д. Н. Шмелёва и др.). Работы учёных В. ш. в этой области содействовали выделению лексикологии как самостоят. области языкознания, она получила теоретич. обоснование и сформировалась практически.
Работы Виноградова об А. А. Шахматове, Л. В. Щербе, А. М. Пешковском, М. Н. Петерсоне, его очерки по истории рус. лингвистич. мысли дали импульс для дальнейших исследований в этом направлении (А. А. Леонтьев, Б. Н. Головин, Ю. В. Рождественский, А. В. Бондарко и др.).
Под непосредств. руководством В. В. Виноградова создана Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ), первым президентом которой он был. В применении к задачам обучения рус. языку иностр. студентов разрабатываются проблемы нормативной стилистики, речевой культуры, лингвострановедения и лексикографии (работы В. Г. Костомарова, Ю. А. Бельчикова, Е. М. Верещагина, П. Н. Денисова, В. В. Морковкина и др.).
Для учёных В. ш. характерны следующие общие черты их исследовательского метода: 1) анализ языковых явлений в их отношении к др. явлениям, к разным сторонам языка, напр. рассмотрение грамматич. категорий в тесной связи с лексикой, природой, значением и окружением слова; рассмотрение законов словообразования в связи с правилами морфологич. строения слов и с грамматич. категориями; изучение синтаксиса не просто как правил синтагматики, а как такого уровня языка, единицы которого, обладая не только синтагматическими, но и парадигматич. характеристиками, в своём строении и функционировании неразрывно связаны с лексикой и лексич. идиоматикой; 2) внимание к функциональной и стилистич. распределённости языковых явлений, к сферам их употребления; 3) изучение языковых явлений в плане «диахронической синхронии»: понимание синхронии как условно остановленного момента развития языка и отсюда анализ языковых явлений в границах историч. контекста, в частности понимание языковой нормы как историч. категории, признание сосуществования функционально и семантически разграниченных языковых вариантов; 4) работа только с живым и богатым материалом, всегда самостоятельно извлечённым из всех необходимых источников; построение теории опирается только на такой материал и подтверждается им.