Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВИНОГРА́ДОВСКАЯ ШКО́ЛА

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 353-354

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. В. Рождественский

ВИНОГРА́ДОВСКАЯ ШКО́ЛА в язы­ко­зна­нии, од­на из школ отеч. язы­ко­зна­ния. Воз­ник­ла в 1940-х гг. и во мно­гом оп­ре­де­ли­ла его раз­ви­тие, объ­е­ди­няя уче­ни­ков и по­сле­до­ва­те­лей В. В. Ви­но­гра­до­ва об­щим по­ни­ма­ни­ем при­ро­ды язы­ка, за­дач и ме­то­до­ло­гии его ис­сле­до­ва­ния. Ха­рак­те­ри­зу­ет­ся срав­ни­тель­но-ис­то­рич. ана­ли­зом и уг­луб­лён­ным опи­са­ни­ем язы­ка как жи­вой и ак­тив­но функ­цио­ни­рую­щей сис­те­мы. Язык рас­смат­ри­ва­ет­ся как об­щественное яв­ле­ние: в нём про­ис­хо­дят не толь­ко эво­лю­ция сис­те­мы, но и раз­ви­тие ви­дов и раз­но­вид­но­стей язы­ка и ре­чи. Раз­ра­бот­ка тео­рии сти­ля, свя­зей ме­ж­ду язы­ко­вой лич­но­стью и об­ще­на­цио­наль­ным язы­ком во всех раз­но­вид­но­стях ус­та­нав­ли­ва­ет­ся в его функ­цио­ни­ро­ва­нии.

В центр изу­че­ния язы­ка ста­вит­ся, с од­ной сто­ро­ны, сло­во как цен­траль­ная еди­ни­ца язы­ко­вой сис­те­мы, с др. сто­ро­ны – текст во всей его слож­но­сти. Во взаи­мо­от­но­ше­нии язы­ка и ре­чи рас­кры­ва­ют­ся ди­на­ми­ка язы­ко­вых яв­ле­ний, осо­бен­но­сти рус. ре­чи, её за­ко­но­мер­но­сти и фор­мы. Кон­цеп­ция В. В. Ви­но­гра­до­ва и его шко­лы от­ли­ча­ет­ся от кон­цеп­ции Ф. де Сос­сю­ра, опи­сы­ваю­ще­го язык вне язы­ко­вых и ре­че­вых раз­но­вид­но­стей, вне свя­зи с ак­том ре­чи, и от фи­ло­ло­гич. кон­цеп­ции К. Фосс­ле­ра, ори­ен­ти­ро­ван­ной пре­ж­де все­го на экс­прес­сив­но-эс­те­тич. функ­цию язы­ка. Она яв­ля­ет­ся твор­че­ским раз­ви­ти­ем ра­бот А. А. Шах­ма­то­ва и Л. В. Щер­бы и др. вы­даю­щих­ся пред­ста­ви­те­лей отеч. язы­ко­зна­ния.

Была раз­ра­бо­та­на но­вая, во мно­гом об­ра­щён­ная к прак­ти­ке сис­те­ма­ти­за­ция раз­де­лов и под­раз­де­лов рус. язы­ко­зна­ния. В со­от­вет­ст­вии с ней раз­ви­ва­ет­ся се­рия ис­то­ри­ко-лин­гвис­тич. дис­ци­п­лин: диа­лек­то­ло­гия, ис­то­рич. грам­ма­ти­ка, ис­то­рия язы­ка, ис­то­рия лит. язы­ка (в т. ч. ис­то­рия слов), ис­то­рия язы­ка ху­дож. лит-ры (бы­ла пред­ло­же­на, в ча­ст­но­сти, но­вая пе­рио­ди­за­ция ис­то­рии рус. лит. язы­ка); сти­ли­сти­ка в её нор­ма­тив­ной (куль­ту­ра ре­чи, тео­рия нор­мы) и ис­то­ри­ко-функ­цио­наль­ной (функ­цио­наль­ные и ав­тор­ские сти­ли) раз­но­вид­но­стях; дис­ци­п­ли­ны, со­дер­жа­щие сис­тем­ное опи­са­ние совр. рус. лит. язы­ка (фо­не­ти­ка, лек­си­ка, фра­зео­ло­гия, грам­ма­ти­ка, сло­во­об­ра­зо­ва­ние); нау­ка о язы­ке ху­дож. лит-ры и язы­ке пи­са­те­лей; ис­то­рия фи­ло­ло­гич. уче­ний.

Соз­да­на но­вая сис­те­ма­ти­за­ция час­тей ре­чи (при этом прак­ти­че­ски при­ме­нён пред­ло­жен­ный Л. В. Щер­бой кри­те­рий син­так­сич. свойств сло­ва): в сис­те­му час­тей ре­чи бы­ли вклю­че­ны «час­ти­цы ре­чи», мо­даль­ные сло­ва и ка­те­го­рия со­стоя­ния. Тем са­мым при­ни­ма­лись во вни­ма­ние мор­фо­ло­гич., сло­во­об­ра­зо­ват. и се­ман­тич. свой­ст­ва сло­ва. Кни­га В. В. Ви­но­гра­до­ва «Рус­ский язык. (Грам­ма­ти­че­ское уче­ние о сло­ве)» (1947; 4-е изд., 2001; Гос. пр. СССР, 1951) опи­ра­лась на на­уч. оцен­ку и ин­тер­пре­та­цию всех со­став­ля­ю­щих об­ще­на­цио­наль­но­го лит. язы­ка (его ис­то­рии, язы­ка пи­са­те­лей-клас­си­ков, язы­ка и ре­чи об­ра­зо­ван­но­го на­се­ле­ния, а так­же «вне­ли­те­ра­тур­ной ре­че­вой сти­хии»), на сис­тем­ные свя­зи всех язы­ко­вых ка­те­го­рий, слож­ные взаи­мо­дей­ст­вия раз­ных функ­цио­наль­ных сфер ре­чи.

На этой ос­но­ве пред­ста­ви­те­ли В. ш. соз­да­ют грам­ма­ти­ки русского и др. язы­ков, раз­ра­ба­ты­ва­ют про­бле­ма­ти­ку совр. лит. язы­ков. Ви­но­гра­дов по­ло­жил на­ча­ло но­вой об­лас­ти фи­ло­ло­гич. ис­сле­до­ва­ний – ис­то­рии рус. лит. язы­ка как ис­то­рии сти­лей («Очер­ки по ис­то­рии рус­ско­го ли­те­ра­тур­но­го язы­ка ХVII–XIX вв.», 1934; 4-е изд., 2002). Его идеи в этой об­лас­ти сти­му­ли­ро­ва­ли изу­че­ние раз­ных эта­пов в раз­ви­тии рус. лит. язы­ка Древ­ней Ру­си, 18 в. и Но­во­го вре­ме­ни, со­дей­ст­во­ва­ли вы­ра­бот­ке но­вых на­уч. кон­цеп­ций (Б. А. Ус­пен­ский, А. И. Ефи­мов, С. А. Ко­пор­ский, Ю. С. Со­ро­кин, Ю. А. Бель­чи­ков, В. Д. Ле­вин, В. П. Вом­пер­ский, О. А. Лап­те­ва и др.). Уче­ние Ви­но­гра­до­ва о про­ис­хо­ж­де­нии рус. лит. язы­ка и о его от­но­ше­нии к язы­ку цер­ков­но­сла­вян­ско­му от­ра­жа­ет со­стоя­ние пер­вых эта­пов раз­ви­тия пись­мен­но­сти на Ру­си и по­ка­зы­ва­ет ис­то­ки бо­гат­ст­ва рус. сти­ли­стич. сис­те­мы, мно­го­об­ра­зия её функ­цио­наль­ных раз­но­вид­но­стей (эта кон­цеп­ция на­шла даль­ней­шее раз­ви­тие в ра­бо­тах Н. И. Тол­сто­го, И. С. Улу­ха­но­ва, Е. С. Ко­пор­ской). Учё­ны­ми В. ш. соз­да­на опи­са­тель­но-нор­ма­тив­ная «Грам­ма­ти­ка рус­ско­го язы­ка» (т. 1–2, 1952–54). Под рук. Н. Ю. Шве­до­вой соз­да­ны ака­де­мич. грам­ма­ти­ки но­во­го ти­па: «Грам­ма­ти­ка со­вре­мен­но­го рус­ско­го ли­те­ра­тур­но­го язы­ка» (1970), «Рус­ская грам­ма­ти­ка» (т. 1–2, 1980; Гос. пр. СССР, 1982). В этих грам­ма­ти­ках с опо­рой на на­уч. кон­цеп­ции Ви­но­гра­до­ва стро­ит­ся опи­са­ние час­тей ре­чи, мор­фо­ло­гии, син­так­си­са; в осо­бый раз­дел, свя­зан­ный как с лек­си­ко­ло­ги­ей, так и с грам­ма­ти­кой, вы­де­ля­ет­ся сло­во­об­ра­зо­ва­ние, опи­сы­ва­ет­ся фор­маль­ное и се­ман­тич. строе­ние сло­во­об­ра­зо­ват. ти­пов. Рус. сло­во­об­ра­зо­ва­нию как осо­бой об­лас­ти язы­ко­зна­ния по­свя­ще­ны ра­бо­ты Е. А. Зем­ской, В. В. Ло­па­ти­на, И. С. Улу­ха­но­ва, А. Н. Ти­хо­но­ва и др. Учё­ные В. ш. пло­до­твор­но ра­бо­та­ют так­же в об­лас­ти син­так­си­са рус­ско­го и др. слав. язы­ков, в об­лас­ти струк­ту­ры тек­ста (ис­сле­до­ва­ния Н. С. По­спе­ло­ва, Н. Ю. Шве­до­вой, Е. М. Гал­ки­ной-Фе­до­рук, А. В. Бон­дар­ко, М. В. Ля­пон, В. А. Бе­ло­шап­ко­вой, Г. А. Зо­ло­то­вой, О. А. Лап­те­вой и др.). Ви­но­гра­дов тео­ре­ти­че­ски обос­но­вал не­об­хо­ди­мость сис­те­ма­тич. об­сле­до­ва­ния и опи­са­ния уст­ной лит. ре­чи разл. со­ци­аль­ных, воз­рас­тных и тер­ри­то­ри­аль­ных групп на­се­ле­ния. В этом на­прав­ле­нии ра­бо­та­ют О. А. Лап­те­ва, Е. А. Зем­ская, О. Б. Си­ро­ти­ни­на, Г. Г. Ин­фан­то­ва, Л. П. Кры­син и др.

В В. ш. яр­ко рас­кры­лись идеи В. В. Ви­но­гра­до­ва в тео­рии лек­си­ко­ло­гии – в раз­ра­бот­ке ти­пов лек­сич. зна­че­ний слов, уг­луб­ле­нии по­ня­тия «лек­се­ма» и вве­дении тео­рии сти­ли­стич., грам­ма­тич. и смы­сло­вой ва­ри­ант­но­сти сло­ва, уче­нии о фра­зео­ло­гии как осо­бом раз­де­ле язы­ко­зна­ния, сис­те­ма­ти­за­ции ти­пов рус. фра­зео­ло­гич. еди­ниц.

Вы­де­лив ис­сле­до­ва­ние язы­ка пи­са­те­лей в осо­бую ка­те­го­рию фи­ло­ло­гич. ис­сле­до­ва­ний, Ви­но­гра­дов изу­чал язы­ко­вое твор­че­ст­во мн. рус. пи­са­те­лей, пре­ж­де все­го А. С. Пуш­ки­на. Эти ра­бо­ты да­ли тек­сто­ло­гам но­вые ме­то­ды ис­сле­до­ва­ния – ана­лиз раз­но­вре­мен­ных пуб­ли­ка­ций, ва­ри­ан­тов ху­дож. тек­стов, ру­ко­пи­сей, сю­жет­ных свя­зей и пр.

Рас­смат­ри­вая фор­ми­ро­ва­ние и раз­ви­тие ху­дож. об­ра­зов, В. В. Ви­но­гра­дов ис­сле­до­вал и опи­сы­вал сти­ли­сти­ко-смы­сло­вые свя­зи внут­ри тек­ста и на их фо­не оп­ре­де­лял центр. об­раз про­из­ве­де­ния – об­раз ав­то­ра. Чрез­вы­чай­но пло­до­твор­ной ока­за­лась его идея о «ди­на­ми­че­ском раз­вёр­ты­ва­нии сло­вес­ных ря­дов»: текст со­еди­ня­ет­ся в сверх­фра­зо­вые и фра­зо­вые един­ст­ва пу­тём со­пос­тав­ле­ний и про­ти­во­пос­тав­ле­ний, сце­п­ле­ний и со­еди­не­ний, со­че­та­ний и разъ­е­ди­не­ний (об­ра­зую­щих един­ст­во смы­сло­во­го раз­ви­тия тек­ста) как час­тей об­щей ком­по­зи­ции, со­стоя­щей из яв­но­го или скры­то­го диа­ло­га или мо­но­ло­га. Объ­е­ди­не­ние эле­мен­тов тек­ста в од­но смы­сло­вое и грам­ма­тич. це­лое по­слу­жи­ло ос­но­ва­ни­ем, в ча­ст­но­сти, для ис­сле­до­ва­ний по тео­рии тек­ста.

Эти идеи да­ли творч. им­пульс для изу­че­ния строя рус. язы­ка, его сти­ли­сти­ки, язы­ка ху­дож. лит-ры, а так­же в раз­ных сфе­рах пре­по­да­ва­ния рус. язы­ка и куль­ту­ры ре­чи (ра­бо­ты Ю. С. Со­ро­ки­на, В. П. Гри­горь­е­ва, М. Н. Ко­жи­ной, Е. А. Иван­чи­ко­вой, И. С. Иль­ин­ской, И. И. Ков­ту­но­вой, Н. А. Ко­жев­ни­ко­вой, В. В. Один­цо­ва, В. Г. Кос­то­ма­ро­ва и др.). Ис­сле­до­ва­нию се­ман­тич. струк­ту­ры сло­ва и фра­зео­ло­гиз­ма, тек­ста, зна­че­ния сло­ва, ме­та­фо­ры, внутр. ор­га­ни­за­ции и на­зна­че­ния сло­вар­ной ста­тьи как осо­бо­го лин­гвис­тич. жан­ра и др. про­бле­мам лек­си­ко­ло­гии и лек­си­ко­гра­фии по­свя­ще­ны ра­бо­ты учё­ных В. ш., изу­чаю­щих рус­ский и др. слав. язы­ки (С. И. Оже­го­ва, Ю. С. Со­ро­ки­на, Н. Ю. Шве­до­вой, А. П. Ев­гень­е­вой, Н. З. Ко­те­ло­вой, Д. Н. Шме­лё­ва и др.). Ра­бо­ты учё­ных В. ш. в этой об­лас­ти со­дей­ст­во­ва­ли вы­де­ле­нию лек­си­ко­ло­гии как са­мо­сто­ят. об­лас­ти язы­ко­зна­ния, она по­лу­чи­ла тео­ре­тич. обос­но­ва­ние и сфор­ми­ро­ва­лась прак­ти­че­ски.

Ра­бо­ты Ви­но­гра­до­ва об А. А. Шах­ма­то­ве, Л. В. Щер­бе, А. М. Пеш­ков­ском, М. Н. Пе­тер­со­не, его очер­ки по ис­то­рии рус. лин­гвис­тич. мыс­ли да­ли им­пульс для даль­ней­ших ис­сле­до­ва­ний в этом на­прав­ле­нии (А. А. Ле­он­ть­ев, Б. Н. Го­ло­вин, Ю. В. Ро­ж­де­ст­вен­ский, А. В. Бон­дар­ко и др.).

Под не­по­средств. ру­ко­во­дством В. В. Ви­но­гра­до­ва соз­да­на Ме­ж­ду­на­род­ная ас­со­циа­ция пре­по­да­ва­те­лей рус­ско­го язы­ка и ли­те­ра­ту­ры (МАПРЯЛ), пер­вым пре­зи­ден­том ко­то­рой он был. В при­ме­не­нии к за­да­чам обу­че­ния рус. язы­ку иностр. сту­ден­тов раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся про­бле­мы нор­ма­тив­ной сти­ли­сти­ки, ре­че­вой куль­ту­ры, лин­гво­ст­ра­но­ве­де­ния и лек­си­ко­гра­фии (ра­бо­ты В. Г. Кос­то­ма­ро­ва, Ю. А. Бель­чи­ко­ва, Е. М. Ве­ре­ща­ги­на, П. Н. Де­ни­со­ва, В. В. Мор­ков­ки­на и др.).

Для учё­ных В. ш. ха­рак­тер­ны сле­дую­щие об­щие чер­ты их ис­сле­до­ва­тель­ско­го ме­то­да: 1) ана­лиз язы­ко­вых яв­ле­ний в их от­но­ше­нии к др. яв­ле­ни­ям, к раз­ным сто­ро­нам язы­ка, напр. рас­смот­ре­ние грам­ма­тич. ка­те­го­рий в тес­ной свя­зи с лек­си­кой, при­ро­дой, зна­че­ни­ем и ок­ру­же­ни­ем сло­ва; рас­смот­ре­ние за­ко­нов сло­во­об­ра­зо­ва­ния в свя­зи с пра­ви­ла­ми мор­фо­ло­гич. строе­ния слов и с грам­ма­тич. ка­те­го­рия­ми; изу­че­ние син­так­си­са не про­сто как пра­вил син­таг­ма­ти­ки, а как та­ко­го уров­ня язы­ка, еди­ни­цы ко­то­ро­го, об­ла­дая не толь­ко син­таг­ма­ти­че­ски­ми, но и па­ра­диг­ма­тич. ха­рак­те­ри­сти­ка­ми, в сво­ём строе­нии и функ­цио­ни­ро­ва­нии не­раз­рыв­но свя­за­ны с лек­си­кой и лек­сич. идио­ма­ти­кой; 2) вни­ма­ние к функ­цио­наль­ной и сти­ли­стич. рас­пре­де­лён­но­сти язы­ко­вых яв­ле­ний, к сфе­рам их упот­реб­ле­ния; 3) изу­че­ние язы­ко­вых яв­ле­ний в пла­не «ди­а­хро­ни­че­ской син­хро­нии»: по­ни­ма­ние син­хро­нии как ус­лов­но ос­та­нов­лен­но­го мо­мен­та раз­ви­тия язы­ка и от­сю­да ана­лиз язы­ко­вых яв­ле­ний в гра­ни­цах ис­то­рич. кон­тек­ста, в ча­ст­но­сти по­ни­ма­ние язы­ко­вой нор­мы как ис­то­рич. ка­те­го­рии, при­зна­ние со­су­ще­ст­во­ва­ния функ­цио­наль­но и се­ман­ти­че­ски раз­гра­ни­чен­ных язы­ко­вых ва­ри­ан­тов; 4) ра­бо­та толь­ко с жи­вым и бо­га­тым ма­те­риа­лом, все­гда са­мо­стоя­тель­но из­вле­чён­ным из всех не­об­хо­ди­мых ис­точ­ни­ков; по­строе­ние тео­рии опи­ра­ет­ся толь­ко на та­кой ма­те­ри­ал и под­твер­жда­ет­ся им.

Лит.: [Избранные труды: В 7 кн.]. М., 1975–2003; Бель­чи­ков Ю. А. Про­бле­мы ис­то­ри­ко-лек­си­ко­ло­ги­че­ско­го ис­сле­до­ва­ния в тру­дах ака­де­ми­ка В. В. Ви­но­гра­до­ва // Во­про­сы лек­си­ко­ло­гии, сти­ли­сти­ки и грам­ма­ти­ки в ас­пек­те об­ще­го язы­ко­зна­ния. Ка­ли­нин, 1977; он же. Ос­ве­ще­ние ис­то­рии рус­ских лин­гвис­ти­че­ских уче­ний в тру­дах ака­де­ми­ка В. В. Ви­но­гра­до­ва // Zeitschrift für Phonetik, Sprachwissenschaft und Kommunikationsfor­schung. 1978. № 6; Ро­ж­де­ст­вен­ский Ю. В. О ра­бо­тах ака­де­ми­ка В. В. Ви­но­гра­до­ва по ис­то­рии рус­ско­го язы­ко­зна­ния // Ви­но­гра­дов В. В. Ис­то­рия рус­ских лин­гвис­ти­че­ских уче­ний. М., 1978; Кры­син Л. П. Во­про­сы со­цио­ло­гии язы­ка в ра­бо­тах ака­де­ми­ка В. В. Ви­но­гра­до­ва // Рус­ский язык в шко­ле. 1979. № 6; [Бель­чи­ков Ю. А., Кос­то­ма­ров В. Г.]. Тру­ды ака­де­ми­ка В. В. Ви­но­гра­до­ва по сти­ли­сти­ке // Ви­но­гра­дов В. В. Про­бле­мы рус­ской сти­ли­сти­ки. М., 1981; Лап­те­ва О. А. Мыс­ли В. В. Ви­но­гра­до­ва о со­ци­аль­ных и лич­но­ст­ных фак­то­рах ре­чи в свя­зи с тео­ри­ей ли­те­ра­тур­но­го язы­ка // Во­про­сы язы­ко­зна­ния. 1989. № 4; Фи­ло­ло­ги­че­ский сбор­ник. (К 100-ле­тию со дня ро­ж­де­ния ака­де­ми­ка В. В. Ви­но­гра­до­ва). М., 1995.

Вернуться к началу