ПОДО́ЛЬСК
-
Рубрика: География
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОДО́ЛЬСК, город в России, в Московской области, центр одноимённого городского округа. Население 308,1 тыс. чел. (2019), второй по числу жителей город области после Балашихи. Расположен близ г. Москва, на р. Пахра. В городской черте – 3 железнодорожные станции, в т. ч. Подольск. Через Подольск проходит автомобильная дорога Москва – Серпухов (от неё отходит автодорога Подольск – Калужское шоссе), близ восточной окраины города проходит федеральная автомобильная трасса «Крым» (Москва – Тула – Орёл – Курск – Белгород – граница с Украиной).
История
Село Подол (Пехрино) Молоцкого стана Московского уезда, сформировалось к концу 16 в. из трёх основных частей: дер. Подол, погоста на р. Пахра с церковью Воскресения Христова (оба упоминаются в 1559 в жалованной грамоте царя Ивана IV Васильевича московскому Данилову монастырю), а также ямского стана. Село впервые упоминается в 1606, пострадало во время боевых действий между правительственной армией и участниками Болотникова восстания 1606–1607. К 1626–28 Подол являлся крупнейшим поселением вотчины Данилова монастыря на р. Пахра. Оно располагалось на пересечении водного пути и сухопутного тракта, связывавшего Москву с южными районами Русского государства. С 1755 в селе размещалась станция почтовой гоньбы. После секуляризации 1764 село находилось в ведении Коллегии экономии. Там действовали шёлковая фабрика (выпускала до 15 тыс. платков в год, а также шёлковые материи), два солодовенных и один кирпичный заводы. Многие жители содержали постоялые дворы, занимались извозным промыслом.
С 1781 город Подол (к концу 18 в. закрепилось современное название). Уездный (1781–96, 1802–1929) и заштатный (1796–1802) город Московской губернии. В ходе Отечественной войны 1812, во время Тарутинского манёвра, в Подольске 6–8(18–20) сентября останавливались основные силы российских войск. Через несколько дней на непродолжительное время занят французскими войсками, частично сожжён. Вскоре восстановлен. Его дальнейшему росту способствовала постройка Брест-Литовского (Варшавского) шоссе (1844–47; ныне автодорога Подольск – Калужское шоссе). В 1866 открыто постоянное движение по прошедшей через город железнодорожной линии Москва – Серпухов. В 1871–74 близ Подольска, в дер. Выползово (ныне в черте города), П. И. Губониным и А. А. Пороховщиковым основан первый в России цементный завод (ныне «Подольск-Цемент»). В 1900–1902 в Подольске построен механический завод «Компании Зингер», ставший крупнейшим предприятием города (выпускал швейные машинки; ныне на его территории размещается производственно-офисный комплекс). В 1915 началось строительство крупного кабельного завода Московского товарищества меднопрокатных и кабельных заводов (не завершено; в 1919–20 на его базе создан завод «Пароремонт»; ныне на его территории находится машиностроительный завод «ЗиО-Подольск»). В 1917 товариществом «Износков, Зуккау и К°» начато срочное строительство афинерного завода (по вторичной переработке цветного металла; пущен в 1920-е гг.; ныне «Русские алюминиевые сплавы»).
Советская власть в городе установлена 26.10 (8.11).1917. Центр Подольского района (1929–63, 1965–2015) Московской области. В 1935 открыт «Подольский аккумуляторный завод» – крупнейший в СССР производитель аккумуляторных батарей. В 1930-е гг. резко увеличилась площадь города и численность населения (19,7 тыс. чел. в 1926; 72,4 тыс. чел. в 1939). С 1939 город областного подчинения Московской области. В Великую Отечественную войну стал широко известен подвиг 3,5 тыс. курсантов Подольских пехотного и артиллерийского училищ, которые в ходе Московской битвы 1941–42 с 6 по 20.10.1941 держали оборону на Ильинском боевом участке Можайской линии обороны Красной Армии. Во 2-й половине 20 – начале 21 вв. Подольск развивался прежде всего как промышленный центр, были построены заводы химико-металлургический (1954), крупных эмальпроводов (1956) и др. В 2015 в черту города включены упразднённые город Климовск и посёлок городского типа Львовский. С 2015 центр одноимённого городского округа. В 2019 через город запущена новая линия железнодорожного транспорта – МЦД-2, связавшая Подольск со станцией Нахабино (городской округ Красногорск) через территорию Москвы.
Архитектура
Расположенный на правом берегу р. Пахра центр города сохраняет регулярную планировку 1784 (арх. И. М. Лейм). На бывшей центральной Торговой площади доминирует классицистический 5-главый Троицкий собор (1819–32, предположительно арх. О. И. Бове). К югу от него – ампирное здание Присутственных мест (1-я треть 19 в.; ныне историческая экспозиция Краеведческого музея). На правом берегу Пахры расположен ансамбль Ивановское. Также сохранились: церковь Воскресения Словущего (1728–60-е гг.; трапезная расширена в 1854; колокольня восстановлена в 1990-е гг.), железнодорожный вокзал (1889, инж. Е. Я. Скорняков), жилые дома конца 19 – начала 20 вв.; Дом культуры (1930). С середины 1930-х гг. осуществляется план «Большого Подольска» с разделением города на жилую и производств. зоны. Дворец культуры «Октябрь» (1975), Дворец молодёжи (1996). В левобережной северной части города в 2000-е гг. построены церкви Сщмч. Николая Подольского в р-не Красная Горка (2004–06), Сщмч. Александра Подольского в р-не Новосырово (2006–09). В южном р-не Кутузово – деревянная церковь Св. Георгия Победоносца (2006–07). В 2011 утверждён новый генплан города. Монумент (с Вечным огнём) подольчанам, погибшим в Великой Отечественной войне (1971, реконструирован в 2010 с добавлением памятника воинам-интернационалистам). Памятники: гренадерам М. А. Милорадовича (1912, в середине 20 в. переделан в памятник К. Марксу, восстановлен в 1995), В. И. Ленину (1958, скульптор З. И. Азгур), Подольским курсантам (1975), М. И. Кутузову (1995, скульптор С. М. Удалова), имп. Екатерине II (2008, скульптор А. А. Рожников), швейной машине «Зингер» (2011).
Близ Подольска расположены архитектурные памятники 17–19 вв.: усадьба Дубровицы, в дер. Стрелково – церковь Свт. Николая Чудотворца в стиле нарышкинского барокко (1702–05, колокольня и купол снесены в 1953, восстановлены в 2000–03), в дер. Плещеево – усадьба князя А. А. Черкасского, затем – Х. Е. Лазарева (из рода Лазаревых): неоклассицистический главный дом (1820-е гг., арх. Е. Д. Тюрин), неоготический хозяйственный корпус (сер. 19 в.). В 17 км к западу от П., в пос. Поливаново, – усадьба графа К. Г. Разумовского: главный дом с круглыми башнями на углах (1770–1780-е гг., предположительно арх. В. И. Баженов); центрическая Благовещенская церковь (1777–79, достроена в 1788); надгробие графа А. И. Гудовича (из рода Гудовичей).
Центры науки и культуры
Институт экономики (1997), Социально-спортивный институт (2003; оба – негосударственные вузы), филиал Московского государственного машиностроительного университета (Подольский институт) и др. Центральный архив Министерства обороны РФ (1936; в Подольске с 1946). Краеведческий музей (1971). Историко-мемориальный музей-заповедник «Подолье» (1991; в его составе – Дом-музей В. И. Ленина, открыт в 1937). Драматический театр (2008).
Среди организаций, осуществляющих научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, – «Центральное конструкторское бюро нефтеаппаратуры» (дочернее предприятие компании «Газпром»), «Опытное конструкторское бюро "Гидропресс"» (проекты реакторных установок, оборудования для атомных электростанций), «Научно-исследовательский институт научно-производственного объединения "Луч"» (разработки в области использования атомной энергии, опытное производство наукоёмкой продукции), НИИЦЕМЕНТ (исследования в области технологии, техники и экономики цементной промышленности).
Спорт
Крупный спортивный центр. Клуб Континентальной хоккейной лиги «Витязь» (основан в 1996) выступает в одноимённом ледовом дворце (открыт в 2000; 5,5 тыс. мест). Многофункциональный стадион «Труд» (построен в 1961; реконструирован в 2008; ок. 12 тыс. мест) и др. спортивные объекты.
Хозяйство
Подольск входит в число крупнейших индустриальных центров Московской области. Наиболее развиты машиностроение и металлообработка, металлургическое производство, пищевая промышленность. Важное значение имеют также химическая промышленность, производство стройматериалов и полиграфической продукции.
Одно из важнейших направлений машиностроения – выпуск оборудования для атомных, тепловых электростанций и предприятий нефтехимии («Машиностроительный завод "ЗиО-Подольск"», 1919: теплообменное оборудование и др., «Турбинные технологии ААЭМ»: паровые турбины и генераторы); важное значение имеет также производство электротехнической («Подольский аккумуляторный завод», «Подольский завод электромонтажных изделий» – кабельные муфты, электрощитовое оборудование; «Трансформер», «Технический центр "Виндэк"» – силовые трансформаторы, трансформаторные и распределительные подстанции), в т. ч. кабельной («Подольсккабель», «Опытно-экспериментальный завод "Экспокабель"», завод «Микропровод» – тонкие и тончайшие эмальпровода из меди, сплавов сопротивления и драгоценных металлов, «Дедал-Провод» – обмоточные нагревостойкие провода, «Электрическая мануфактура» – крупнейший в России производитель сетевых фильтров и удлинителей) продукции, различного промышленного оборудования («РИНО» – кондитерское и хлебопекарное оборудование, «Воплощение» – оборудование для пищевой промышленности). Предприятия по переработке лома чёрных и цветных металлов (в т. ч. «Русские алюминиевые сплавы»), по выпуску метизной продукции («Подольский завод металлоизделий "Промкомплектрезерв"», «Роскреп»), отопительных котлов («ЗИОСАБ»), карбидкремниевых электронагревателей («Подольскогнеупор»), слитков и пластин монокристаллического кремния (химико-металлургический завод). Действует «Климовский Ордена Отечественной войны I степени специализированный патронный завод имени Ю. В. Андропова» (1936; выпуск патронов и некоторых видов стрелкового оружия).
Предприятия химической промышленности выпускают лакокрасочные материалы («Подольский завод строительных материалов», также напольные наливные покрытия, герметики и др.), резинотехнические изделия («Опытный завод резинотехнических изделий-Подольск», «Хольцер Флексо» – конвейерные ленты и ремни), полиэтилен высокого давления («МЛК Групп»), пластиковую тару и полимерные упаковочные изделия («Таймматик», «Георг Полимер», «Новые Технологии», «Пэт-Групп», «ГСК-Полимер», «Авантпак»), нетканые материалы («Фабрика нетканых материалов "Весь Мир"»), изделия бытовой химии («Радуга-Плюс», «Стандарт Лайтер»), фармацевтическую продукцию («ЗиО-Здоровье», «АС-КОМ Научно-производственная Компания»). Производство сухих строительных смесей («ГЛИМС-Продакшн»), цемента («Подольск-Цемент» и др.), железобетонных конструкций («Силикатненский завод ЖБК»), изоляционных материалов («Гиват»), пластиковых окон («Подольский оконный завод»), кухонной мебели («Подольская мебельная фабрика», «Евроньюформ», «Европлак», «Группа компаний "Российские Фасады"» – также корпусная мебель), гофротары и гофроупаковки («Архбум»), бумажных санитарно-гигиенических изделий («Торговый дом "Константа"»), полиграфической продукции (фабрика офсетной печати и др.), художественных материалов («Подольские товары для художников» – масляные и гуашевые краски, пастель и др.); выпуск пряжи и ниток («Камтекс»), трикотажных изделий («Подольская трикотажная фабрика»), мужской («Швейная фабрика "Новая Звезда"» – мужские сорочки), детской («ОйлТекс») и рабочей («Актив») одежды , матрасов («Татами», «Димакс») и др.
Среди предприятий пищевой промышленности – «Подольский мукомольный завод», «Подольский хлебокомбинат» (свыше 100 тыс. т продукции в год), «Мясоперерабатывающий завод "Ремит"» (мясные изделия и полуфабрикаты), предприятие «Пеликан» (сухие завтраки и снеки), кондитерские фабрики («Би-энд-Би», «ПродМакс-СЛ»).