Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НО́ВЫЙ ОРЛЕА́Н

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 249-252

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Д. Сахаров
Новый Орлеан. Деловой центр города. Фото M. Lamar Griffin

НО́ВЫЙ ОРЛЕА́Н (New Orleans), го­род на Юге США, в юго-вост. час­ти шта­та Луи­зиа­на. Круп­ней­ший го­род шта­та. Нас. 344,7 тыс. чел. (2013, пе­ре­пись; 454,9 тыс. чел. в 2005; 223,4 тыс. чел. в 2006), в т. ч. 67% – аф­роа­ме­ри­кан­цы, ок. 5% – вы­ход­цы из стран Азии и Лат. Аме­ри­ки. Гл. центр гор. аг­ло­ме­ра­ции – ме­тро­по­ли­тен­ско­го аре­ала Но­вый Ор­ле­ан – Ме­те­ри – Кен­нер с нас. св. 1,3 млн. чел. (2012). Рас­по­ло­жен в ни­зо­вье р. Мис­си­си­пи (в 169 км от её устья; ши­ри­на рус­ла в Н. О. ок. 2400 м), пре­им. на её ле­вом бе­ре­гу (Н. О. на­зы­ва­ют «го­ро­дом-по­луме­ся­цем» из-за его по­ло­же­ния в из­лу­чи­не р. Мис­си­си­пи); с се­ве­ра ог­ра­ни­чен оз. Понт­чар­трейн (его бе­ре­га со­еди­ня­ет мост-дам­ба дли­ной 38,4 км – один из са­мых про­тя­жён­ных в ми­ре, свя­зы­ва­ет горо­да Ме­те­ри и Ман­де­вилл); в 32 км к вос­то­ку от Н. О. – забо­ло­чен­ное по­бе­ре­жье оз. Борнь (ак­ва­то­рия Мек­си­кан­ско­го зал.). Ок. 70% пло­ща­ди го­ро­да на­хо­дит­ся ни­же уров­ня мо­ря на 1,6 м; по оцен­кам, его тер­ри­то­рия еже­год­но опус­ка­ет­ся в ср. на 8 мм; для за­щи­ты от на­вод­не­ний со­ору­же­ны дам­бы, на­сос­ные стан­ции, осу­ши­тель­ные ка­на­лы и за­кры­тые дре­наж­ные сис­те­мы. Узел ж.-д. и ав­то­мо­биль­ных ма­ги­стра­лей. Круп­ный мор. порт, «мор­ские во­ро­та» Ср. За­па­да. Узел внутр. вод­ных пу­тей; здесь схо­дят­ся р. Мис­си­си­пи и ка­на­лы: Внут­рен­ний пор­то­вый су­до­ход­ный (или Про­мыш­лен­ный; со­еди­ня­ет р. Мис­си­си­пи и оз. Понт­чар­трейн; 1923), Бе­ре­го­вой, Мис­си­си­пи-Ри­вер – Галф-Аут­лет (со­кра­ща­ет путь в Мек­си­кан­ский зал.; 1965). Ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт им. Луи Арм­ст­рон­га (в г. Кен­нер, в 17 км к за­па­ду от цен­тра Н. О.); ре­гио­наль­ный аэ­ро­порт Лейк­фронт (на по­бе­ре­жье оз. Понт­чар­трейн).

Новый Орлеан. Застройка Французского квартала. 1-я пол. 19 в.

Ос­но­ван в 1718 фран­цу­за­ми на ле­вом бе­ре­гу р. Мис­си­си­пи, на при­ру­сло­вом ва­лу сре­ди за­бо­ло­чен­ных низ­мен­но­стей, в стра­те­ги­че­ски важ­ном мес­те, как опор­ная ба­за для ос­вое­ния бас­сей­на р. Мис­си­си­пи. На­зван в честь гер­цо­га Фи­лип­па Ор­ле­ан­ско­го, ре­ген­та при ма­ло­лет­нем франц. ко­ро­ле Лю­до­ви­ке XV. С 1722 адм. центр Луи­зиа­ны. Бы­ст­ро раз­ви­вал­ся как круп­ный тор­го­во-пе­ре­ва­лоч­ный пункт (5 тыс. жит. в 1732). По ус­ло­ви­ям Па­риж­ско­го мир­но­го до­го­во­ра 1763 пе­ре­дан Ис­па­нии. В 17–18 вв. на ба­зе франц.-исп. и вест-инд­ских тра­ди­ций сфор­ми­ро­ва­лась ме­ст­ная куль­ту­ра. В 1800 вновь пе­ре­шёл под кон­троль Фран­ции, в 1803 вме­сте с Луи­зиа­ной про­дан США (нас. ок. 10 тыс. чел.), с 1812 в со­ста­ве но­во­об­ра­зо­ван­но­го шта­та Луи­зиа­на. Сра­же­ни­ем под Н. О. 8.1.1815 (по­бе­ду одер­жал амер. ген. Э. Джэксон) фак­ти­че­ски за­вер­ши­лась анг­ло-аме­ри­кан­ская вой­на 1812–14. На­се­ле­ние го­ро­да со­стоя­ло пре­им. из лиц ев­роп. про­ис­хо­ж­де­ния, в осн. фран­ко- и ис­па­ноя­зыч­ных, афр. не­воль­ни­ков и их по­том­ков, т. н. сво­бод­ных цвет­ных (gens de couleur libres). По­сле Гаи­тян­ской ре­во­лю­ции ра­бов 1791–1803 го­род пе­ре­жил вол­ну эмиг­ра­ции с о. Гаи­ти (как бе­лых, так и цвет­ных, при­ез­жав­ших в Н. О. со свои­ми ра­ба­ми); с 1820-х гг. в Н. О. ста­ли при­бы­вать нем. и ирл. им­ми­гран­ты, уси­ли­лось влия­ние сев.-амер. про­тес­тант­ской куль­ту­ры (франц. яз. был окон­чатель­но вы­тес­нен анг­лий­ским толь­ко к нач. 20 в.). В 1-й пол. 19 в. стал круп­ней­шим хлоп­ко­вым пор­том США: в 1820–40 по р. Мис­си­си­пи хо­ди­ло ок. 400 па­ро­хо­дов, гру­зо­обо­рот пор­та со­став­лял ок. 500 тыс. т в год. К 1840 (пе­ре­пись) на­се­ле­ние го­ро­да дос­тиг­ло 102,2 тыс. чел., Н. О. стал тре­тьим по чис­лу жи­те­лей го­ро­дом стра­ны по­сле Нью-Йор­ка и Бал­ти­мо­ра и пер­вым к за­па­ду от Ап­па­ла­чей и на Юге. С сер. 19 в. свя­зан же­лез­ны­ми до­ро­га­ми с Нью-Йор­ком и др. круп­ны­ми го­ро­да­ми США. Вы­рос­ло его зна­че­ние как фи­нан­со­во­го цен­тра (в 1838–1861 и 1879–1909 в Н. О. дей­ст­во­ва­ло от­де­ле­ние Мо­нет­но­го дво­ра США). До от­ме­ны ра­бо­тор­гов­ли в 1862 Н. О. – круп­ней­ший ры­нок ра­бов в США (здесь бы­ло про­да­но око­ло 2/3 чер­но­ко­жих рабов). В пе­ри­од Гра­ж­дан­ской вой­ны в США 1861–65 – важ­ней­ший стра­те­гич. пункт кон­фе­де­ра­тов; в апр. 1862 взят си­ла­ми фло­ти­лии се­ве­рян под рук. адм. Д. Г. Фар­ра­гу­та. В 1871 от­кры­та хлоп­ко­вая бир­жа, че­рез ко­то­рую про­хо­ди­ло ок. 1/3 хлоп­ка США (за­кры­та в 1964). В по­след­ней тре­ти 19 в. Н. О. ут­ра­тил свои эко­но­мич. по­зи­ции, в т. ч. в свя­зи с умень­ше­ни­ем зна­че­ния реч­но­го су­до­ход­ст­ва. С кон. 19 в. в го­ро­де дей­ст­вова­ла сис­те­ма ра­со­вой сег­ре­га­ции (см. Джим­кроу­изм), рез­ко ухуд­ши­лось по­ло­же­ние т. н. сво­бод­ных цвет­ных, при­рав­нен­ных в пра­вах к аф­роа­ме­ри­кан­цам. К нач. 20 в. Н. О. по чис­лу жи­те­лей за­ни­мал 12-е ме­сто сре­ди амер. го­ро­дов (287,1 тыс. чел. в 1900). По­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны Н. О. пе­ре­жи­вал эко­но­мич. подъ­ём, свя­зан­ный гл. обр. с раз­ви­ти­ем неф­те­до­бы­чи и неф­те­пе­ре­ра­бот­ки в шта­те Луи­зиа­на, ту­риз­ма, а так­же тор­гов­ли с лат.-амер. стра­на­ми и со стра­на­ми – по­ку­па­те­ля­ми про­до­воль­ст­вия (Япо­ни­ей, Ки­та­ем, Егип­том, Мек­си­кой, Ко­лум­би­ей, Ис­па­ни­ей и др.). Со 2-й пол. 1950-х гг. один из цен­тров Дви­же­ния за гра­ж­дан­ские пра­ва. В 1960 чис­лен­ность на­се­ления го­ро­да до­стиг­ла ис­то­рич. мак­си­му­ма – 627,5 тыс. чел. В 1950–75 за счёт осу­ше­ния бо­лот тер­ри­то­рия Н. О. уве­ли­чи­лась в 2 раза (в т. ч. на по­бе­режье оз. Понт­чар­трейн осу­шен уча­сток 2×10 км, где ны­не раз­ме­ща­ют­ся Ун-т Н. О. и аэ­ро­порт Лейк­фронт). С 1970-х гг. за­страи­ва­лась вост. часть го­ро­да, наи­бо­лее под­вер­жен­ная на­вод­не­ни­ям. В 1979 мор. порт Н. О. по ве­ли­чи­не гру­зо­обо­ро­та стал круп­ней­шим в США, обо­гнав Нью-Йорк.

Н. О., по оцен­ке Фе­де­раль­но­го агент­ст­ва по чрез­вы­чай­ным си­туа­ци­ям США, яв­ля­ет­ся са­мым уяз­ви­мым для ура­га­нов го­ро­дом стра­ны (рас­по­ло­жен на тра­ек­то­рии дви­же­ния тро­пич. ура­га­нов, при­хо­дя­щих с ак­ва­то­рии Мек­си­кан­ско­го зал. в ав­гу­сте – но­яб­ре; учёт ве­дёт­ся с 1852). Силь­но по­стра­дал от на­вод­не­ний, вы­зван­ных ура­га­на­ми, в 1909, 1915, 1947, 1956, 1965, 1969, 1998, 2004, 2005 (из-за про­ры­ва дамб ура­га­ном Кат­ри­на уро­вень во­ды под­нял­ся на 7,6 м, бы­ло за­то­п­ле­нию 80% тер­ри­то­рии го­ро­да; свы­ше по­ло­ви­ны на­се­ле­ния бы­ло эва­куи­ро­ва­но; чис­ло по­гиб­ших пре­вы­си­ло 1,5 тыс. чел.; об­щий ущерб со­ста­вил 125 млрд. долл. – са­мый боль­шой за всю ис­то­рию США) и 2008.

Ста­рей­шая часть го­ро­да – вы­хо­дя­щий на по­бе­ре­жье р. Мис­си­си­пи Франц. квар­тал (или «Ста­рый квад­рат») с пря­мо­уголь­ной сет­кой улиц (ге­план 1721, инж. А. де По­же): 7 улиц идут вдоль р. Мис­си­си­пи и 14 улиц на­прав­ле­ны пер­пен­ди­ку­ляр­но ей (все­го об­ра­зу­ет­ся 98 квад­рат­ных квар­та­лов). Во Франц. квар­та­ле на­хо­дят­ся: са­мая ран­няя со­хра­нив­шая­ся по­строй­ка Н. О. – мо­на­стырь ур­су­ли­нок в сти­ле франц. ба­рок­ко (1745–53, ар­хи­тек­то­ры И. Ф. Бру­тен, А. де Бац) и пл. Джэксон-сквер (быв. Плас-д’Арм) с со­бо­ром Св. Лю­до­ви­ка (1789–94, пе­ре­стро­ен в сти­ле нео­го­ти­ки в 1850 арх. Ж. Н. Б. де Пуйи), ба­роч­ны­ми адм. зда­ния­ми «Ка­биль­до» (1795–99) и «Пре­сви­те­рия» (1795–1847; ны­не оба – му­зеи; все – арх. Ж. Гий­мар) и пар­ны­ми кор­пу­са­ми ста­рей­ших в стра­не мно­го- квар­тир­ных до­ход­ных до­мов «Пон­таль­ба» (1849–51, арх. Дж. Га­лье), а так­же зда­ние бан­ка шта­та Луи­зиа­на (1822, по про­ек­ту арх. Б. Лат­ро­ба) и клас­си­ци­стич. Ста­рый мо­нет­ный двор (1835–38, арх. У. Стрик­ленд; ны­не му­зей). Франц. квар­тал за­стро­ен жи­лы­ми до­ма­ми пре­им. 1-й пол. 19 в. фран­цуз­ско­го (с от­кры­ты­ми га­ле­рея­ми на фа­са­де, чу­гун­ны­ми бал­кон­ны­ми ре­шёт­ка­ми; ста­рей­ший со­хра­нив­ший­ся – «На­след­ст­во ма­дам Джон», 1788) и ис­пан­ско­го (с па­тио) ти­пов. С за­па­да к Франц. квар­та­лу при­мы­ка­ет центр. де­ло­вой рай­он. Его вост. гра­ни­цей яв­ля­ет­ся Ка­нал-стрит; она де­лит го­род на «да­ун­та­ун» (или центр, рас­по­ло­жен ни­же по те­че­нию р. Мис­си­си­пи) и «ап­та­ун» (верх­ний го­род; вы­ше по те­че­нию). Ис­то­ри­че­ски ап­та­ун на­зы­ва­ет­ся Амер. квар­тал. Ули­цы в этом рай­оне рас­хо­дят­ся вее­ром; си­лу­эт рай­она фор­ми­ру­ют не­бо­скрё­бы (в т. ч. баш­ня Все­мир­но­го тор­го­во­го цен­тра в рус­ле позд­не­го мо­дер­низ­ма, 1967, арх. Э. Д. Сто­ун; зда­ние «Уан Шелл Сквер» в сти- ле постмо­дер­низ­ма, 1972, ар­хит. бю­ро «Ski­d­more, Owings & Merrill», са­мое вы­со­кое в Н. О., 212 м), а так­же нео­го­тич. ц. Св. Пат­ри­ка (1837–39, ар­хи­тек­то­ры Дж. Х. и Ч. Б. Дей­ки­ны, Дж. Га­лье), клас­си­ци­стич. «Зал Га­лье» (быв. ра­ту­ша, 1845–50, арх. Га­лье), Му­зей юж­но­го иск-ва Огде­на (рас­по­ло­жен в нео­ро­ман­ском зда­нии быв. Ме­мо­ри­аль­ной б-ки Го­вар­да, 1889, арх. Г. Ри­чард­сон, и в кор­пу­се «Зал Сти­ве­на Гол­д­рин­га», 2003, ар­хи­тек­то­ры Э. Бар­рон, М. Тупс), спор­тив­ный и вы­ста­воч­ный ком­плекс «Луи­зиа­на Сью­пер­до­ум» (1975, ар­хит. бю­ро «Curtis and Davis»), ан­самбль пл. Пьяц­ца д’Италия, клю­че­вое со­ору­же­ние постмо­дер­низ­ма (1977–78, арх. Ч. Мур). Во­круг центр. де­ло­во­го рай­она и Франц. квар­та­ла, ме­ж­ду р. Мис­си­си­пи и оз. Понт­чар­трейн, рас­по­ло­же­ны ис­то­рич. жи­лые рай­оны (Мид-Си­ти, Тре­ме, Бай­уо­тер и др.), где со­хра­ни­лась за­строй­ка 19 – 1-й пол. 20 вв. (напр., особ­ня­ки сер. 19 в. в ис­то­ри­че­ских сти­лях в Гар­ден-ди­ст­рикт, или Са­до­вом р-не). На по­бе­ре­жье оз. Понт­чар­трейн вы­хо­дит Гор. парк (ос­но­ван в 1854; пл. 526 га), где на­хо­дит­ся Му­зей ис­кусств (зда­ние в сти­ле не­оклас­си­циз­ма, 1911, арх. С. Маркс) с при­мы­каю­щим са­дом скульп­тур Бест­хофф (2003).

В аг­ло­ме­ра­ции Н. О. пре­об­ла­да­ет ти­по­вая ма­ло­этаж­ная жи­лая за­строй­ка с мно­го­числ. транс­порт­но-ло­ги­стич. объ­ек­та­ми и про­мзо­на­ми; на не­за­стро­ен­ных уча­ст­ках вдоль р. Мис­си­си­пи – оро­шае­мое зем­ле­де­лие.

Новый Орлеан. Карнавал "Марди Гра".

Круп­ный центр нау­ки (ок. 50 н.-и. уч­ре­ж­де­ний), об­ра­зо­ва­ния (11 ву­зов, ок. 50 тыс. сту­ден­тов) и куль­ту­ры. Ве­ду­щие ву­зы – Ту­лейн­ский ун-т (ос­но­ван в 1834 как мед. кол­ледж, совр. ста­тус с 1884; 12,6 тыс. сту­ден­тов, не­го­су­дар­ств.), Ун-т Дил­лар­да (1869, не­го­су­дар­ст­вен­ный), Ие­зу­ит­ский ун-т И. Лой­о­лы (1904, совр. ста­тус с 1912), ка­то­лич. Луи­зи­анский ун-т Св. Фран­ци­ска Кса­ве­рия (1915), Юж­ный ун-т (1956), Ун-т Н. О. (1958; един­ст­вен­ный ун-т США с пре­об­ла­да­ни­ем сту­ден­тов-аф­роа­ме­ри­кан­цев), Центр мед. на­ук Ун-та шта­та Луизиа­на (1931), Дел­га­до-ком­мь­ю­ни­ти-кол­ледж (1921) и др. Пуб­лич­ная б-ка (1843). Му­зеи: Луи­зи­ан­ский му­зей Гражд. вой­ны (ме­мо­ри­аль­ный зал Кон­фе­де­ра­ции; 1891), шта­та Луи­зиана (1906), ис­кусств (1911), фар­ма­цев­ти­че­ский (1950), кол­дов­ст­ва (1972), Аф­ро­аме­ри­кан­ский, Нац. му­зей 2-й ми­ро­вой вой­ны и др. Ис­то­рич. кол­лек­ция Н. О. (1966), Центр совр. иск-ва (1976). Те­ат­ры: Ма­лый (1916), «Дель­та фес­ти­вал бал­ле» (1969).

Н. О. счи­та­ет­ся ро­ди­ной джа­за. В честь Л. Арм­ст­рон­га, од­но­го из ос­но­ва­те­лей тра­диц. джа­за, на­зван Арм­ст­ронг-парк. Луи­зи­ан­ский фи­лар­мо­нич. ор­кестр (1991). На сце­не «Те­ат­ра ис­пол­ни­тель­ских ис­кусств Ма­ха­лии Джек­сон» (1973) про­во­дят­ся пред­став­ле­ния мю­зик­лов, опер, сим­фо­нич. и джа­зо­вые кон­цер­ты и др. Еже­год­ные фес­ти­ва­ли: ме­ж­ду­нар. джа­зо­вый «Джаз-Фест» (New Orleans Jazz & Heritage Festival; с 1970), аф­ро­а­ме­ри­кан­ской му­зы­ки «Эс­сенс» (по назв. од­но­им. жур­на­ла; с 1995), джа­зо­вой, нар. и тра­диц. му­зы­ки «Фран­цуз­ский квар­тал» (с 1984).

Еже­год­но про­во­дят­ся: кар­на­вал Мар­ди Гра (с 18 в.), фес­ти­валь «Ву­ду», лит. фес­ти­валь «Тен­нес­си Уиль­ямс». Н. О. – ме­сто съё­мок мно­го­числ. ки­но­филь­мов (за го­ро­дом за­кре­пи­лось не­офиц. назв. «Юж­ный Гол­ли­вуд»). Гор. зоо­парк.

Новый Орлеан. Вид порта.

Круп­ный спор­тив­ный центр. Наи­бо­лее из­вест­ные проф. клу­бы: «Нью-Ор­ле­анс Сентс» (амер. фут­бол), «Нью-Ор­ле­анс Хор­нетс» (бас­кет­бол), «Нью-Ор­ле­анс Зе­фирс» (бейс­бол). Со­стя­за­ния про­во­дят­ся на ста­дио­нах «Мер­се­дес-Бенц Сью­пер­до­ум» (до 2011 «Луи­зиа­на Сью­пер­до­ум»; 76,5 тыс. мест; круп­ней­ший в ми­ре кры­тый ста­ди­он) и «Нью-Ор­ле­анс Аре­на» (св. 18 тыс. мест). Сре­ди круп­ней­ших со­стя­за­ний, тра­ди­ци­он­но про­во­дящих­ся в Н. О., тур­ни­ры по голь­фу «Цю­рих-Клас­сик», вхо­дя­щие в чем­пио­нат ПГА (Ас­со­циа­ции проф. голь­фи­стов), ре­шаю­щие со­стя­за­ния сту­ден­че­ских ко­манд по бас­кет­бо­лу (фи­нал че­ты­рёх Нац. сту­ден­че­ской спор­тив­ной ас­со­циа­ции) и по амер. фут­бо­лу (Шу­гар Бо­ул) и мн. др.

Сре­ди др. круп­ных го­ро­дов США Н. О. вы­де­ля­ет­ся раз­но­об­ра­зи­ем язы­ков: ши­ро­ко рас­про­стра­не­ны франц. яз., диа­лект его ка­над­ско­го ва­ри­ан­та, на ко­то­ром го­во­рят фран­ко­ка­над­цы, им­миг­ри­ро­вав­шие сю­да из пров. Ака­дия (совр. Но­вая Шот­лан­дия; их в Луи­зиа­не на­зы­ва­ют кад­жу­на­ми), и луи­зи­ан­ский кре­оль­ский язык, сло­жив­ший­ся в сре­де гаи­тян­ских нег­ров. Куль­тур­ное и эт­нич. мно­го­об­ра­зие про­яв­ля­ет­ся так­же в об­лас­ти гас­тро­но­мич. тра­ди­ций (мно­го­числ. блю­да из мо­ре­про­дук­тов, ово­щей и др.) и улич­ных празд­ни­ков.

Ве­ду­щая от­расль эко­но­ми­ки аг­ло­ме­ра­ции Н. О. – сфе­ра ус­луг (за­ня­то ок. 85% ра­бо­таю­щих, соз­да­ёт­ся ок. 66% ВРП, 2009); в об­ра­ба­ты­ваю­щей пром-сти за­ня­то 5% (20% ВРП), в строи­тель­ст­ве 7% (4%), до­бы­ваю­щей пром-сти, с. х-ве и ры­бо­лов­ст­ве 3% (10%). Осн. сек­то­ра сфе­ры ус­луг: транс­порт­но-ло­ги­сти­че­ский (гл. обр. об­слу­жи­ва­ние пор­то­во­го хо­зяй­ст­ва) и ту­ри­стич. биз­нес.

Пор­то­вый ком­плекс Луи­зиа­ны – один из круп­ней­ших в ми­ре (об­щий гру­зо­обо­рот 364,2 млн. т в год, 2010), гл. ин­тер­мо­даль­ный порт США (осу­ще­ст­в­ля­ет пол­ный на­бор ус­луг по транс­пор­ти­ров­ке и даль­ней­шей ком­плекс­ной об­ра­бот­ке сме­шан­ных гру­зов). В его со­ста­ве – порт Н. О. (гру­зо­обо­рот 72,4 млн. т; 2010), порт Юж. Луи­зиа­ны (236,3 млн. т, са­мый круп­ный в стра­не; рас­по­ло­жен ме­ж­ду Н. О. и Ба­тон-Ру­жем; ок. 70% гру­зо­обо­ро­та при­хо­дит­ся на сы­рую нефть) и порт Ба­тон-Ру­жа (55,5 млн. т). Н. О. – один из гл. пор­тов стра­ны по вво­зу сы­рой неф­ти (ок. 20% гру­зо­обо­ро­та), ста­ли, ко­фе, рас­тит. ма­сел и на­ту­раль­но­го кау­чу­ка, вы­во­зу зер­на и со­евых бо­бов. В пре­де­лах пор­та – один из са­мых длин­ных при­ча­лов в ми­ре (св. 3,2 км, спо­со­бен од­но­вре­мен­но при­нять 15 круп­ных мор. су­дов), ок. 3,4 км2 по­гру­зо-раз­гру­зоч­ных пло­ща­дей, ок. 1 км2 кры­тых склад­ских по­ме­ще­ний, 10 су­пер­мощ­ных хо­ло­диль­ни­ков (ок. 24,6 тыс. м2), 14 скла­дов (ок. 8,5 тыс. м2) для хра­не­ния ко­фе, кон­тей­нер­ный тер­ми­нал «На­по­ле­он» (мощ­ность св. 360 тыс. кон­тей­не­ров ДФЭ в год). Круп­ный кру­из­ный порт (еже­год­но св. 700 тыс. пас­са­жи­ров); ре­гу­ляр­ные рей­сы в Мек­си­ку и стра­ны Ка­риб­ско­го бас­сей­на, экс­кур­сии по внутр. вод­ной сис­те­ме США. Круп­ный центр ту­риз­ма (8,3 млн. чел. в 2010; рас­хо­ды ту­ри­стов оце­ни­ва­ют­ся в 5,3 млрд. долл. – ок. 2/5 до­хо­да гор. бюд­же­та). Н. О. – круп­ный центр де­ло­вых ус­луг (ад­ми­ни­ст­ра­тив­ных, юри­дич., фи­нан­со­вых, кон­сал­тин­го­вых и др.), а так­же об­ра­зо­ва­ния, здра­во­охра­не­ния и со­ци­аль­ной по­мо­щи. Боль­шое зна­че­ние име­ет об­слу­жи­ва­ние во­ен. объ­ек­тов (в пре­де­лах аг­ло­ме­ра­ции Н. О. – авиа­ба­за ВМС США и др.).

Н. О. – круп­ный ор­га­ни­за­ци­он­ный центр до­бы­чи, хра­не­ния и пе­ре­ра­бот­ки неф­ти. Здесь ба­зи­ру­ют­ся от­де­ле­ния не­сколь­ких круп­ных неф­тя­ных ТНК («Ro­yal Dutch Shell», «Eni», «Chevron Corporation»), мно­го­числ. об­слу­жи­ваю­щие от­расль ком­па­нии («Petrotech», «New­park Resources», «Superior Energy Services», «Era Helicopters» и др.), Центр управ­ле­ния Стра­те­гич. неф­тя­ным ре­зер­вом США. Дей­ст­ву­ют НПЗ ком­па­ний «Valero Energy Corporation» (пос. Нор­ко), «ConocoPhillips» (пос. Белл-Часс), «ExxonMobil», «Murphy Oil USA», «Air Products and Chemicals» (пос. Шал­метт), «Marathon Petroleum Corporation» (пос. Гэ­ри­вилл), неф­те­хи­мич. ком­би­нат ком­па­нии «Dow Chemical Compa­ny» (пос. Хан­вилл), пред­при­ятие по про­из-ву аг­ро­хи­ми­ка­тов «Monsanto Com­pany» (пос. Лу­линг). От Н. О. про­ло­же­но неск. круп­ных неф­те-, неф­те­про­дук­то- и га­зо­про­во­дов.

Сре­ди от­рас­лей ма­ши­но­строе­ния вы­де­ля­ют­ся авиа­ра­кет­но-кос­мич. пром-сть, су­до­строе­ние и су­до­ре­монт. В Н. О. – пред­при­ятия ком­па­нии «Lockheed Martin» (с 1961; ком­плек­тую­щие де­та­ли для кос­мич. ко­раб­лей). Ну­ж­ды пор­та, ВМС и ар­мии США об­слу­жи­ва­ют ком­па­нии «Bollinger Shipyards» (про­из-во и ре­монт разл. ти­пов су­дов и неф­тя­ных плат­форм), «Huntington Ingalls Industries» (пос. Эй­вон­дейл; вспо­мо­гат. во­ен. су­да), «Textron Marine & Land Systems» (г. Слай­делл; ма­лые во­ен. су­да, су­да-ам­фи­бии и бро­не­тех­ни­ка) и др. Пред­при­ятия цвет­ной ме­тал­лур­гии (вы­плав­ка пер­вич­но­го алю­ми­ния), пром-сти строй­ма­те­риа­лов (в т. ч. до­бы­ча стро­ит. кам­ня и гли­ны, про­из-во из­де­лий из стек­ла), по про­из-ву сти­раль­ных ма­шин (за­вод ком­па­нии «Pellerin Milnor Corpo­ration», г. Кен­нер), оде­ж­ды, разл. про­дук­тов пи­та­ния, по­ли­гра­фич. про­дук­ции. В Н. О. – круп­ней­ший в ми­ре центр по пер­вич­ной об­ра­бот­ке ко­фей­ных зё­рен («Silocaf of New Orleans») и их об­жар­ке (6 фаб­рик, в т. ч. «Folger Coffee Company»).

Близ го­ро­да – АЭС «Waterford» (пос. Кил­ло­на; мощ­ность 1218 МВт) и неск. круп­ных ТЭС. В ок­ре­ст­но­стях Н. О. – ры­бо­лов­ст­во, фер­мы по раз­ве­де­нию ра­ков и уст­риц; вы­ра­щи­ва­ют рис, са­хар­ный тро­ст­ник, фрук­ты и ово­щи. За­по­вед­ни­ки – Байю-Со­важ, Жан-Ла­фитт и др.

Лит.: A guide to New Orleans architecture. New Orleans, 1974; Huber L. V. New Orleans: a pic­torial history. N. Y., 1981; Fraiser J. The French Quarter of New Orleans. Jackson, 2003; Arrigo J., McElroy L. A. Plantations & his­toric homes of New Orleans. St. Paul, 2008; Architecture in times of need. Munich, 2009.

Вернуться к началу