НО́ВЫЙ ОРЛЕА́Н
-
Рубрика: География
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НО́ВЫЙ ОРЛЕА́Н (New Orleans), город на Юге США, в юго-вост. части штата Луизиана. Крупнейший город штата. Нас. 344,7 тыс. чел. (2013, перепись; 454,9 тыс. чел. в 2005; 223,4 тыс. чел. в 2006), в т. ч. 67% – афроамериканцы, ок. 5% – выходцы из стран Азии и Лат. Америки. Гл. центр гор. агломерации – метрополитенского ареала Новый Орлеан – Метери – Кеннер с нас. св. 1,3 млн. чел. (2012). Расположен в низовье р. Миссисипи (в 169 км от её устья; ширина русла в Н. О. ок. 2400 м), преим. на её левом берегу (Н. О. называют «городом-полумесяцем» из-за его положения в излучине р. Миссисипи); с севера ограничен оз. Понтчартрейн (его берега соединяет мост-дамба длиной 38,4 км – один из самых протяжённых в мире, связывает города Метери и Мандевилл); в 32 км к востоку от Н. О. – заболоченное побережье оз. Борнь (акватория Мексиканского зал.). Ок. 70% площади города находится ниже уровня моря на 1,6 м; по оценкам, его территория ежегодно опускается в ср. на 8 мм; для защиты от наводнений сооружены дамбы, насосные станции, осушительные каналы и закрытые дренажные системы. Узел ж.-д. и автомобильных магистралей. Крупный мор. порт, «морские ворота» Ср. Запада. Узел внутр. водных путей; здесь сходятся р. Миссисипи и каналы: Внутренний портовый судоходный (или Промышленный; соединяет р. Миссисипи и оз. Понтчартрейн; 1923), Береговой, Миссисипи-Ривер – Галф-Аутлет (сокращает путь в Мексиканский зал.; 1965). Междунар. аэропорт им. Луи Армстронга (в г. Кеннер, в 17 км к западу от центра Н. О.); региональный аэропорт Лейкфронт (на побережье оз. Понтчартрейн).
Основан в 1718 французами на левом берегу р. Миссисипи, на прирусловом валу среди заболоченных низменностей, в стратегически важном месте, как опорная база для освоения бассейна р. Миссисипи. Назван в честь герцога Филиппа Орлеанского, регента при малолетнем франц. короле Людовике XV. С 1722 адм. центр Луизианы. Быстро развивался как крупный торгово-перевалочный пункт (5 тыс. жит. в 1732). По условиям Парижского мирного договора 1763 передан Испании. В 17–18 вв. на базе франц.-исп. и вест-индских традиций сформировалась местная культура. В 1800 вновь перешёл под контроль Франции, в 1803 вместе с Луизианой продан США (нас. ок. 10 тыс. чел.), с 1812 в составе новообразованного штата Луизиана. Сражением под Н. О. 8.1.1815 (победу одержал амер. ген. Э. Джэксон) фактически завершилась англо-американская война 1812–14. Население города состояло преим. из лиц европ. происхождения, в осн. франко- и испаноязычных, афр. невольников и их потомков, т. н. свободных цветных (gens de couleur libres). После Гаитянской революции рабов 1791–1803 город пережил волну эмиграции с о. Гаити (как белых, так и цветных, приезжавших в Н. О. со своими рабами); с 1820-х гг. в Н. О. стали прибывать нем. и ирл. иммигранты, усилилось влияние сев.-амер. протестантской культуры (франц. яз. был окончательно вытеснен английским только к нач. 20 в.). В 1-й пол. 19 в. стал крупнейшим хлопковым портом США: в 1820–40 по р. Миссисипи ходило ок. 400 пароходов, грузооборот порта составлял ок. 500 тыс. т в год. К 1840 (перепись) население города достигло 102,2 тыс. чел., Н. О. стал третьим по числу жителей городом страны после Нью-Йорка и Балтимора и первым к западу от Аппалачей и на Юге. С сер. 19 в. связан железными дорогами с Нью-Йорком и др. крупными городами США. Выросло его значение как финансового центра (в 1838–1861 и 1879–1909 в Н. О. действовало отделение Монетного двора США). До отмены работорговли в 1862 Н. О. – крупнейший рынок рабов в США (здесь было продано около 2/3 чернокожих рабов). В период Гражданской войны в США 1861–65 – важнейший стратегич. пункт конфедератов; в апр. 1862 взят силами флотилии северян под рук. адм. Д. Г. Фаррагута. В 1871 открыта хлопковая биржа, через которую проходило ок. 1/3 хлопка США (закрыта в 1964). В последней трети 19 в. Н. О. утратил свои экономич. позиции, в т. ч. в связи с уменьшением значения речного судоходства. С кон. 19 в. в городе действовала система расовой сегрегации (см. Джимкроуизм), резко ухудшилось положение т. н. свободных цветных, приравненных в правах к афроамериканцам. К нач. 20 в. Н. О. по числу жителей занимал 12-е место среди амер. городов (287,1 тыс. чел. в 1900). После 2-й мировой войны Н. О. переживал экономич. подъём, связанный гл. обр. с развитием нефтедобычи и нефтепереработки в штате Луизиана, туризма, а также торговли с лат.-амер. странами и со странами – покупателями продовольствия (Японией, Китаем, Египтом, Мексикой, Колумбией, Испанией и др.). Со 2-й пол. 1950-х гг. один из центров Движения за гражданские права. В 1960 численность населения города достигла историч. максимума – 627,5 тыс. чел. В 1950–75 за счёт осушения болот территория Н. О. увеличилась в 2 раза (в т. ч. на побережье оз. Понтчартрейн осушен участок 2×10 км, где ныне размещаются Ун-т Н. О. и аэропорт Лейкфронт). С 1970-х гг. застраивалась вост. часть города, наиболее подверженная наводнениям. В 1979 мор. порт Н. О. по величине грузооборота стал крупнейшим в США, обогнав Нью-Йорк.
Н. О., по оценке Федерального агентства по чрезвычайным ситуациям США, является самым уязвимым для ураганов городом страны (расположен на траектории движения тропич. ураганов, приходящих с акватории Мексиканского зал. в августе – ноябре; учёт ведётся с 1852). Сильно пострадал от наводнений, вызванных ураганами, в 1909, 1915, 1947, 1956, 1965, 1969, 1998, 2004, 2005 (из-за прорыва дамб ураганом Катрина уровень воды поднялся на 7,6 м, было затоплению 80% территории города; свыше половины населения было эвакуировано; число погибших превысило 1,5 тыс. чел.; общий ущерб составил 125 млрд. долл. – самый большой за всю историю США) и 2008.
Старейшая часть города – выходящий на побережье р. Миссисипи Франц. квартал (или «Старый квадрат») с прямоугольной сеткой улиц (геплан 1721, инж. А. де Поже): 7 улиц идут вдоль р. Миссисипи и 14 улиц направлены перпендикулярно ей (всего образуется 98 квадратных кварталов). Во Франц. квартале находятся: самая ранняя сохранившаяся постройка Н. О. – монастырь урсулинок в стиле франц. барокко (1745–53, архитекторы И. Ф. Брутен, А. де Бац) и пл. Джэксон-сквер (быв. Плас-д’Арм) с собором Св. Людовика (1789–94, перестроен в стиле неоготики в 1850 арх. Ж. Н. Б. де Пуйи), барочными адм. зданиями «Кабильдо» (1795–99) и «Пресвитерия» (1795–1847; ныне оба – музеи; все – арх. Ж. Гиймар) и парными корпусами старейших в стране много- квартирных доходных домов «Понтальба» (1849–51, арх. Дж. Галье), а также здание банка штата Луизиана (1822, по проекту арх. Б. Латроба) и классицистич. Старый монетный двор (1835–38, арх. У. Стрикленд; ныне музей). Франц. квартал застроен жилыми домами преим. 1-й пол. 19 в. французского (с открытыми галереями на фасаде, чугунными балконными решётками; старейший сохранившийся – «Наследство мадам Джон», 1788) и испанского (с патио) типов. С запада к Франц. кварталу примыкает центр. деловой район. Его вост. границей является Канал-стрит; она делит город на «даунтаун» (или центр, расположен ниже по течению р. Миссисипи) и «аптаун» (верхний город; выше по течению). Исторически аптаун называется Амер. квартал. Улицы в этом районе расходятся веером; силуэт района формируют небоскрёбы (в т. ч. башня Всемирного торгового центра в русле позднего модернизма, 1967, арх. Э. Д. Стоун; здание «Уан Шелл Сквер» в сти- ле постмодернизма, 1972, архит. бюро «Skidmore, Owings & Merrill», самое высокое в Н. О., 212 м), а также неоготич. ц. Св. Патрика (1837–39, архитекторы Дж. Х. и Ч. Б. Дейкины, Дж. Галье), классицистич. «Зал Галье» (быв. ратуша, 1845–50, арх. Галье), Музей южного иск-ва Огдена (расположен в неороманском здании быв. Мемориальной б-ки Говарда, 1889, арх. Г. Ричардсон, и в корпусе «Зал Стивена Голдринга», 2003, архитекторы Э. Баррон, М. Тупс), спортивный и выставочный комплекс «Луизиана Сьюпердоум» (1975, архит. бюро «Curtis and Davis»), ансамбль пл. Пьяцца д’Италия, ключевое сооружение постмодернизма (1977–78, арх. Ч. Мур). Вокруг центр. делового района и Франц. квартала, между р. Миссисипи и оз. Понтчартрейн, расположены историч. жилые районы (Мид-Сити, Треме, Байуотер и др.), где сохранилась застройка 19 – 1-й пол. 20 вв. (напр., особняки сер. 19 в. в исторических стилях в Гарден-дистрикт, или Садовом р-не). На побережье оз. Понтчартрейн выходит Гор. парк (основан в 1854; пл. 526 га), где находится Музей искусств (здание в стиле неоклассицизма, 1911, арх. С. Маркс) с примыкающим садом скульптур Бестхофф (2003).
В агломерации Н. О. преобладает типовая малоэтажная жилая застройка с многочисл. транспортно-логистич. объектами и промзонами; на незастроенных участках вдоль р. Миссисипи – орошаемое земледелие.
Крупный центр науки (ок. 50 н.-и. учреждений), образования (11 вузов, ок. 50 тыс. студентов) и культуры. Ведущие вузы – Тулейнский ун-т (основан в 1834 как мед. колледж, совр. статус с 1884; 12,6 тыс. студентов, негосударств.), Ун-т Дилларда (1869, негосударственный), Иезуитский ун-т И. Лойолы (1904, совр. статус с 1912), католич. Луизианский ун-т Св. Франциска Ксаверия (1915), Южный ун-т (1956), Ун-т Н. О. (1958; единственный ун-т США с преобладанием студентов-афроамериканцев), Центр мед. наук Ун-та штата Луизиана (1931), Делгадо-коммьюнити-колледж (1921) и др. Публичная б-ка (1843). Музеи: Луизианский музей Гражд. войны (мемориальный зал Конфедерации; 1891), штата Луизиана (1906), искусств (1911), фармацевтический (1950), колдовства (1972), Афроамериканский, Нац. музей 2-й мировой войны и др. Историч. коллекция Н. О. (1966), Центр совр. иск-ва (1976). Театры: Малый (1916), «Дельта фестивал балле» (1969).
Н. О. считается родиной джаза. В честь Л. Армстронга, одного из основателей традиц. джаза, назван Армстронг-парк. Луизианский филармонич. оркестр (1991). На сцене «Театра исполнительских искусств Махалии Джексон» (1973) проводятся представления мюзиклов, опер, симфонич. и джазовые концерты и др. Ежегодные фестивали: междунар. джазовый «Джаз-Фест» (New Orleans Jazz & Heritage Festival; с 1970), афроамериканской музыки «Эссенс» (по назв. одноим. журнала; с 1995), джазовой, нар. и традиц. музыки «Французский квартал» (с 1984).
Ежегодно проводятся: карнавал Марди Гра (с 18 в.), фестиваль «Вуду», лит. фестиваль «Теннесси Уильямс». Н. О. – место съёмок многочисл. кинофильмов (за городом закрепилось неофиц. назв. «Южный Голливуд»). Гор. зоопарк.
Крупный спортивный центр. Наиболее известные проф. клубы: «Нью-Орлеанс Сентс» (амер. футбол), «Нью-Орлеанс Хорнетс» (баскетбол), «Нью-Орлеанс Зефирс» (бейсбол). Состязания проводятся на стадионах «Мерседес-Бенц Сьюпердоум» (до 2011 «Луизиана Сьюпердоум»; 76,5 тыс. мест; крупнейший в мире крытый стадион) и «Нью-Орлеанс Арена» (св. 18 тыс. мест). Среди крупнейших состязаний, традиционно проводящихся в Н. О., турниры по гольфу «Цюрих-Классик», входящие в чемпионат ПГА (Ассоциации проф. гольфистов), решающие состязания студенческих команд по баскетболу (финал четырёх Нац. студенческой спортивной ассоциации) и по амер. футболу (Шугар Боул) и мн. др.
Среди др. крупных городов США Н. О. выделяется разнообразием языков: широко распространены франц. яз., диалект его канадского варианта, на котором говорят франкоканадцы, иммигрировавшие сюда из пров. Акадия (совр. Новая Шотландия; их в Луизиане называют каджунами), и луизианский креольский язык, сложившийся в среде гаитянских негров. Культурное и этнич. многообразие проявляется также в области гастрономич. традиций (многочисл. блюда из морепродуктов, овощей и др.) и уличных праздников.
Ведущая отрасль экономики агломерации Н. О. – сфера услуг (занято ок. 85% работающих, создаётся ок. 66% ВРП, 2009); в обрабатывающей пром-сти занято 5% (20% ВРП), в строительстве 7% (4%), добывающей пром-сти, с. х-ве и рыболовстве 3% (10%). Осн. сектора сферы услуг: транспортно-логистический (гл. обр. обслуживание портового хозяйства) и туристич. бизнес.
Портовый комплекс Луизианы – один из крупнейших в мире (общий грузооборот 364,2 млн. т в год, 2010), гл. интермодальный порт США (осуществляет полный набор услуг по транспортировке и дальнейшей комплексной обработке смешанных грузов). В его составе – порт Н. О. (грузооборот 72,4 млн. т; 2010), порт Юж. Луизианы (236,3 млн. т, самый крупный в стране; расположен между Н. О. и Батон-Ружем; ок. 70% грузооборота приходится на сырую нефть) и порт Батон-Ружа (55,5 млн. т). Н. О. – один из гл. портов страны по ввозу сырой нефти (ок. 20% грузооборота), стали, кофе, растит. масел и натурального каучука, вывозу зерна и соевых бобов. В пределах порта – один из самых длинных причалов в мире (св. 3,2 км, способен одновременно принять 15 крупных мор. судов), ок. 3,4 км2 погрузо-разгрузочных площадей, ок. 1 км2 крытых складских помещений, 10 супермощных холодильников (ок. 24,6 тыс. м2), 14 складов (ок. 8,5 тыс. м2) для хранения кофе, контейнерный терминал «Наполеон» (мощность св. 360 тыс. контейнеров ДФЭ в год). Крупный круизный порт (ежегодно св. 700 тыс. пассажиров); регулярные рейсы в Мексику и страны Карибского бассейна, экскурсии по внутр. водной системе США. Крупный центр туризма (8,3 млн. чел. в 2010; расходы туристов оцениваются в 5,3 млрд. долл. – ок. 2/5 дохода гор. бюджета). Н. О. – крупный центр деловых услуг (административных, юридич., финансовых, консалтинговых и др.), а также образования, здравоохранения и социальной помощи. Большое значение имеет обслуживание воен. объектов (в пределах агломерации Н. О. – авиабаза ВМС США и др.).
Н. О. – крупный организационный центр добычи, хранения и переработки нефти. Здесь базируются отделения нескольких крупных нефтяных ТНК («Royal Dutch Shell», «Eni», «Chevron Corporation»), многочисл. обслуживающие отрасль компании («Petrotech», «Newpark Resources», «Superior Energy Services», «Era Helicopters» и др.), Центр управления Стратегич. нефтяным резервом США. Действуют НПЗ компаний «Valero Energy Corporation» (пос. Норко), «ConocoPhillips» (пос. Белл-Часс), «ExxonMobil», «Murphy Oil USA», «Air Products and Chemicals» (пос. Шалметт), «Marathon Petroleum Corporation» (пос. Гэривилл), нефтехимич. комбинат компании «Dow Chemical Company» (пос. Ханвилл), предприятие по произ-ву агрохимикатов «Monsanto Company» (пос. Лулинг). От Н. О. проложено неск. крупных нефте-, нефтепродукто- и газопроводов.
Среди отраслей машиностроения выделяются авиаракетно-космич. пром-сть, судостроение и судоремонт. В Н. О. – предприятия компании «Lockheed Martin» (с 1961; комплектующие детали для космич. кораблей). Нужды порта, ВМС и армии США обслуживают компании «Bollinger Shipyards» (произ-во и ремонт разл. типов судов и нефтяных платформ), «Huntington Ingalls Industries» (пос. Эйвондейл; вспомогат. воен. суда), «Textron Marine & Land Systems» (г. Слайделл; малые воен. суда, суда-амфибии и бронетехника) и др. Предприятия цветной металлургии (выплавка первичного алюминия), пром-сти стройматериалов (в т. ч. добыча строит. камня и глины, произ-во изделий из стекла), по произ-ву стиральных машин (завод компании «Pellerin Milnor Corporation», г. Кеннер), одежды, разл. продуктов питания, полиграфич. продукции. В Н. О. – крупнейший в мире центр по первичной обработке кофейных зёрен («Silocaf of New Orleans») и их обжарке (6 фабрик, в т. ч. «Folger Coffee Company»).
Близ города – АЭС «Waterford» (пос. Киллона; мощность 1218 МВт) и неск. крупных ТЭС. В окрестностях Н. О. – рыболовство, фермы по разведению раков и устриц; выращивают рис, сахарный тростник, фрукты и овощи. Заповедники – Байю-Соваж, Жан-Лафитт и др.